Узбекистан | 20:36 / 13.03.2020
11201
8 минут чтения

«Мы застряли в своей скорлупе», - Азиза Шоназарова об образовании в США и плагиате в Узбекистане

Азиза Шоназарова, первая узбекская ученая, которая принята на работу в Колумбийский университет в США, на позицию tenure track, то есть, пожизненное профессорство, в настоящее время находится в Узбекистане.

А.Шоназарова перечислила ряд различий в системе образования в Узбекистане и США на пресс-конференции со СМИ и общественностью.

«В США читают книги»

- Разница между нашей системой образования и системой образования США в том, что там читают книги. Книги читают не только студенты, профессора тоже должны их читать. Они должны знать о новых книгах и исследованиях в своей области. Должны знать и уметь говорить об этом.

Вот почему мы застряли в собственной системе, словно в собственной «скорлупе»: мы не знаем о том, что происходит в мире. Поэтому мы просто добавляем что-то к старым новостям и событиям, которые происходят вокруг нас, внутри Узбекистана, и пытаемся слепить что-то новое. Нам нужно исправить это.

«Плагиат убивает карьеру»

- Присылают и просят написать рецензию на наши местные кандидатские диссертации. Меня просят дать рецензию на автореферат. Автореферат состоит из 60 страниц, потому что он написан на трех языках. 20 страниц, если убрать два языка. Но они не смогут объяснить суть 150-страничного материала на 20 страницах. Рецензию тоже пишут на 20 страниц. В советское время никто, кроме преподавателя, не читал диссертации.

Я видела много защит диссертаций здесь. Очень низкий уровень. Ученую степень здесь получают, переводя с русского языка то, что осталось от советской эпохи или переводя исследования в Турции на узбекский язык, ссылаясь на несуществующие источники.

А в Америке… я не хочу хвастаться, но именно в этом причина развития. Там сразу распознают плагиат. Существует система, показывающая, откуда взята информация. Из-за плагиата даже одного предложения, на которое не дана ссылка, предмет автоматически будет считаться не сданным.

Если студент заработает такое клеймо, то все, его карьера окончена.

Плагиат это очень плохо. А у нас говорят, что нужно писать рефераты. Что это дает? В наше время было то же самое: взять информацию из Википедии и скопировать ее. Если мы это не исправим, у нас не будет развиваться ни одна наука, и не будет никаких инноваций.

«Университеты инвестируют в профессоров»

- У нас есть степень профессора. А в США это позиция, а не звание. Может быть, поэтому наши преподаватели, получившие степень профессора, работают только на крупных преподавательских должностях. А там это штат при университете, должность, вакансия.

У людей, работающих на этой должности большие преимущества и высокая зарплата. Они должны читать лекции только в назначенные им часы. Они читают лекции для бакалавров, магистров и докторантов. Вот и все, в офисе они не работают. Никто не требует от них приходить в институт и работать.

Большинство профессоров любят работать из дома. Они работают там, где находятся их книги. Жалуются, что когда они работают в офисе, люди стучатся в их двери и мешают работать.

Также от них ожидают проведение собственных исследований. Для профессоров очень важно выступать с лекциями в своей области. Публиковать статьи по всему миру, издавать книги. Их выступления и публикации определяют престиж университета. Студенты приходят в университеты, привлеченные репутацией и авторитетом профессоров. А если придут студенты, значит придут и деньги. Потому что студенты платят за обучение не менее 50 000 долларов. Это очень дорого. Поэтому университеты инвестируют в профессоров.

«Студенты учат те предметы, которые нравятся им самим»

- Я окончила востоковедение. У нас была таблица с расписанием. Мы учились по нему. В Америке такого нет. Есть только на первом курсе, несколько обязательных предметов. После второго курса студенты изучают предметы по определенной специальности, которая им нравится.  Студент составляет свою собственную программу. Назначаются руководители, с которыми консультируются и записываются на курсы по желанию.

Учиться очень дорого. Именно поэтому они учатся по своему усмотрению. В этом отношении тоже большая разница между странами.

«Не только зубрежка»

- Я помню, как писала много конспектов. Учитель читал нам из книги. В США совсем не так. Что мы делаем? У нас используется "Силлабус". Это таблица, созданная преподавателем для каждого предмета. В таблице представлена система оценивания, то, что ученик должен сделать, чтобы получить «5», и какие книги он или она будут читать каждую неделю.

Эта же таблица публикуется на первом занятии. Она же будет основным посредником между учителем и учеником. Студенты не спрашивают у учителей, что нужно делать или что читать.

Там нет учебников. Студенты читают статьи из самых авторитетных мировых источников по определенной теме на еженедельной основе. Мы не преподаем по учебнику. Или фрагментам из книг. Для этого преподаватель должен знать, что важно. Студенты много читают.

На моих занятиях есть 2-, 3-, 4-курсы. Они читают 100 страниц в неделю. Это нормально. Это всего лишь по одному предмету. Одновременно проходят как минимум 5 курсов.

Прочитав урок, студент анализирует эти знания со мной. Не только зубрежка. Есть способы проверить, читал ли студент. Мы в основном сосредоточены на анализе. И не просто анализе, но на критическом анализе.

Студенты должны не только читать, но и иметь собственные представления о статье. Под статьей я имею в виду материал, объемом около 25 страниц. У нас этого нет. В результате, если у нас будет такая система, она будут обучать не только ученика, но и учителя, что непременно даст свой результат.

Когда я была молодой, у моих сверстников были такие понятия: я поступил в институт и теперь получу диплом. В Америке – не так. Учеба очень дорого стоит и если человек на самом деле не очень хочет учиться, то зачем ему тратить свои деньги? Нам тоже следует это понять. Учеба необходима для самого студента. Диплом ничего не даёт, это просто лист бумаги. То, что он получит, - это знания в его голове.

Для сведения: Азиза Шоназарова получила степень бакалавра и магистра в Ташкентском государственном институте востоковедения, а также степень магистра в Варшавском университете в Польше, Университете Индиана-Блумингтон, США.

Сотрудничает с ведущими университетами мира: Огайо, Манчестер, Варшава, Иллинойс, Сорбонна, Бонн, Пекин. Гендерная история, роль женщин в истории Центральной Азии и суфизм являются темами ее научных исследований.

Азиза Шоназарова была награждена орденом «Дустлик» (Дружба) главой государства на мероприятии, посвященном Международному женскому дню.

Новости по теме