«Проблема в том, что женщин ставят на второй план». Интервью с Азизой Шоназаровой
Сегодняшняя гостья «Узбекойим» - Азиза Шоназарова, узбекская ученая, которая была принята на должность профессора в Колумбийский университет, один из самых престижных вузов США.
Азиза Шоназарова получила степень бакалавра восточной философии в Ташкентском государственном институте востоковедения. Окончила магистратуру в Институте востоковедения, в Варшавском университете в Польше, а также в Университете Индиана-Блумингтон, США.
Она ведет научное сотрудничество с ведущими мировыми учебными заведениями - университетами Огайо, Манчестера, Варшавы, Иллинойса, Сорбонны, Бонна, Пекина. Она читает лекции в центре исламских исследований Индиана-Блюмингтон, Стэнфордском университете, Оксфордском университете, в Великобритании и США.
Она проводила исследования по гендерным вопросам и религии Ислама, роли женщин в истории Центральной Азии, суфизму. Ее книга о великой представительнице суфийских женщин, Хазрат Огойи Бузруг, готовится к изданию.
«Я начала докторантуру со слабым английским языком и с 10-месячным ребенком. Сегодня же я заканчиваю докторантуру с 8-летней дочерью с самым высоким GPA (оценочным показателем), и предложениями postdoc из Оксфорда и Питтсбурга. Я являюсь примером того, что при настойчивости и труде можно достичь всего.
- Из выступления Азизы Шоназаровой по окончании Университета Индиана-Блумингтон.
- Одна из ваших областей исследований - «Гендер и ислам». Большинство населения в Узбекистане - мусульмане. С недавних пор, концепция гендерного равенства была представлена и нам. В свою очередь, возникло также представление о том, что ислам и гендер противоречат друг другу, что невозможно установить гендерное равенство в стране, где превалирует ислам. Как ислам воспринимает гендерное равенство?
- Ряд мусульманских ученых опубликовали авторитетные книги по гендерным вопросам в исламе. Среди них Лейла Ахмет, которая преподает в Гарварде, Фатима Мирниси и Амина Вадуд.
В своих книгах они пишут, что вопросы гендера не чужды исламскому миру. Было проведено много исследований о том, что гендерное равенство проявляется в самом Коране.
Я думаю, что нам нужно [больше] говорить об этом. В нашей религии есть концепция гендерного равенства, и многие, к сожалению, этого не знают. Нам нужно написать больше научных статей по этому вопросу. Донести это до общественности – вот наша задача.
- Правительство Узбекистана работает над гендерными вопросами. Была сформирована комиссия по гендерному равенству, а также комитет в Сенате. Вы следите за этими процессами? Считаете ли вы, что правительство находится на правильном пути? Как вы оцениваете этот процесс?
- Я считаю, что проблема гендерного равенства в Узбекистане является общенациональной. Об этом мировое сообщество, к сожалению, мало что знает. Вопрос достиг уровня государственной политики. Это дает больше возможностей внести больше изменений в этой области.
- Как вы оцениваете роль женщин в узбекском обществе?
- К сожалению, называть женщин беспомощными, говорить, что у них «куриные мозги» считается нормальным и это будто въелось в наше сознание. Тот факт, что мы ставим женщин на второй план, не предоставляем им полных возможностей, является недостатком нашего менталитета.
Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что среди наших предков есть много мусульманских ученых-женщин, о которых мы не знаем. Например, Хазрат Огойи Бузруг. Одна из ученых, внесших большой вклад в развитие суфийской науки в Центральной Азии. Кроме неё, есть еще ряд ученых. О чем это говорит? Если в Средние века в обществе выросли такие ученые-женщины, то почему бы им не появиться и в нынешнем 21 веке?
Мы должны основательно изучить нашу собственную историю, работать над тем, чтобы вводить историю в массы.
- Женские обязанности и науку нелегко совмещать. Какую особенность, сыгравшую роль в достижении такого уровня, вы можете у себя выделить?
- Вы правы, женщине нелегко заниматься наукой после создания семьи. Например, я сама начала докторантуру с 10-месячным ребенком на руках. Но мой интерес к науке, моя сосредоточенность и в то же время забота о семье были для меня важнее всего.
Я думаю, что женщина может заниматься и наукой, и своей семьей. Если я, будучи в США, без чьей-либо помощи, надеясь только на поддержку мужа, справилась с этим еще и не на своем родном языке, то почему в Узбекистане, женщины, у которых так много родственников и друзей, говоря на родном языке, не могут заниматься наукой?
Я думаю, что это возможно. Мы должны убедить женщин в том, что у них есть потенциал для научных исследований.
Женщина может заниматься наукой, даже если у нее есть семья. В первую очередь, нужно быть дисциплинированной. Во-вторых, нельзя бросать науку. Человек может достичь всего, чего он захочет. И каждая женщина может.
Я смогла учиться и заниматься наукой на иностранном языке в Соединенных Штатах, и у наших женщин есть много возможностей делать тоже самое в Узбекистане.
- Правительство пытается изменить систему образования. Но мы пока не видим большого прогресса. Что является ключом к достижению подлинного качественного образования?
- На мой взгляд, это не требует большой работы. Нам нужно научить студентов любить книги.
Я думаю, что мы отдалились от книг, мы должны еще раз напомнить себе, что книга - наш лучший друг. Наши предки достигли такого уровня, держа в руках только карандаши и книги. Такого уровня все еще невозможно достичь без книг. Нам нужно учить этому наших студентов, наших учеников, от мала до велика. Думаю, без этого мы не продвинемся вперед.
Корреспондент Саодат Абдурахманова
Оператор Отахон Юсупов,
перевод Вадим Султанов.
P.S. В социальных сетях распространяются слухи о том, что «Азиза Шоназарова не была нанята в качестве профессора в Колумбийский университет». Мы попытались уточнить это.
Первые новости о приеме Азизы Шоназаровой на должность профессора были опубликованы в телеграм-канале «Узбекойим». Автор канала, Хилола Назирова, подтвердила подлинность информации.
Назокат Абдукундузова, руководитель информационной службы Министерства инновационного развития, которая организовывала участие Шоназаровой в мероприятиях в Узбекистане, также подтвердила тот факт, что узбекская ученая была принята в университет.
Другой узбекский ученый из того же Колумбийского университета, Акрам Хабибуллаев, подтвердил прием Шоназаровой на должность профессора и объяснил деятельность на должности «Assistant Professor» следующим образом:
«В социальных сетях распространились слухи о том, что Азиза Шоназарова не объявлена пожизненным профессором и что она всего лишь ассистент профессора. Это неправда. Причина – в непонимании американской системы высшего образования, её академических степеней и должностей.
Азиза была назначена ассистент-профессором. Эта должность, переводится буквально как «вспомогательный профессор» и вовсе не означает, что человек назначен ассистентом.
Профессорство в системе высшего образования США состоит из трех уровней: ассистент профессор (assistant professor), ассошиэйт профессор (associate professor) и фулл профессор (full professor). Молодой специалист, который только недавно получил докторскую степень, обычно назначается на должность ассистент профессор. После 6-7 лет успешной работы будет повышение до ассошиэйт профессор. Еще через 6-7 лет он или она может подать заявку на полное профессорское звание или, можно продолжить работать ассошиэйт профессором».
До публикации данного интервью, Азиза Шоназарова также прокомментировала слухи на своей странице в Twitter:
«Академическая система США принципиально отличается от узбекской системы. Профессорство категории «tenure track» типично для университетов США, но трудно переводимо для нашего понимания. Мечта каждого докторанта - попасть на должность профессора категории «tenure track». То есть профессор, который был нанят на эту должность, может быть назначен на эту должность по истечении определенного периода времени (от 5 до 7 лет).
Tenure – означает пожизненное профессорство. То есть университет не сможет уволить такого профессора.
Профессорство в категории «tenure track» - это врата к пожизненному профессорству. Без этой двери не перейти в «tenure».