23:43 / 01.04.2020
13548

Ситуация с коронавирусом в Узбекистане и организации, которые недобросовестны по отношению к своим сотрудникам - мнение депутатов

По мере роста заболеваемости инфекцией коронавируса в Узбекистане и усиления реакции правительства на ее распространение возникает ряд вопросов.

В частности,

- Насколько обосновано то, что сотрудники частных и государственных организаций в настоящее время находятся в отпуске за свой счет?

- Какая помощь оказывается бедным слоям общества в условиях карантина? Есть ли у узбекского правительства четкий план на этот счет?

- Решением правительства чиновникам было дано указание не проводить различные собрания в карантинных условиях. Но в некоторых случаях ситуация с организацией собраний все еще сохраняется. Какого рода меры контроля были установлены ​​нижней палатой парламента в этом отношении?

- В Узбекистане применяются усиленные карантинные меры. На основании принимаемых мер можно сказать, что созрела ситуация для объявления чрезвычайного положения. Что планирует парламент на этот счет в ближайшие дни?

Корреспондент Kun.uz связался с несколькими депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса и получил ответы на подобные вопросы.

«На примере компании «Узбекистон темир йуллари», мы видим, как вместо поддержки работников, компании отправляют их в вынужденный отпуск», - Расул Кушербаев, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

Депутат Расул Кушербаев считает, что компании и организации, которые отправляют своих сотрудников в отпуск за свой счет в карантинных условиях, поступают не по совести.

«Некоторые агентства и организации заставляют сотрудников уходить в отпуск за свой счет, вместо того, чтобы поддерживать их в такие моменты. Примером может послужить компания «Узбекистон темир йуллари».

Это, прежде всего, безразличие организации к своим сотрудникам. Это означает, что организация, допускающая такую ​​ситуацию, никогда не будет серьезно относиться к интересам своих сотрудников, но будет думать об обслуживании чужих интересов.

Теперь давайте посмотрим на правовые аспекты этой ситуации. Во-первых, работник не может быть принудительно отправлен в отпуск за свой счет. Согласно Трудовому кодексу, работник может уйти в отпуск за свой счет только  добровольно.

Во-вторых, согласно статье 18 Указа Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», в период приостановления деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных школ, родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям) воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставляется ежегодный отпуск (в том числе проработавшим менее 6 месяцев), независимо от графика использования ежегодного отпуска», - сказал он.

По словам Кушербаева, Министерство занятости и трудовых отношений пытается в ускоренном темпе решать проблемы граждан, обращающихся по таким вопросам, в том числе и в парламент.

А с улучшением ситуации могут быть проведены парламентские слушания по ведомствам, которые грубо нарушили трудовое законодательство.

«Честно говоря, я не могу ответить на этот вопрос. Потому что я не знаю, что по этому поводу думает весь парламент», - сказал депутат, отвечая на наш вопрос о государственной помощи бедным слоям населения в условиях карантина.

 Он также добавил, что он неоднократно обращался в Кабинет министров и пытается найти решение для бесперебойной поставки картофеля, которого не хватает на фермерском рынке Янгиюля, исходя из запросов населения его избирательного округа.

 «Я не знал, что мы (депутаты) оказывается, установили контроль над собраниями, честно говоря, я не слышал об этом», - сказал Расул Кушербаев, отвечая на вопрос о том, существует ли парламентский контроль за собраниями, проводимыми различными организациями, даже в карантинных условиях.

 Для сведения, несколько депутатов, которые вчера говорили с Kun.uz по той же теме, сказали, что парламент полностью контролирует этот вопрос, и таких обращений к депутатам пока не поступало.

 «Но мы знаем, что на местах проводятся собрания. Сотрудники махалли совершают подворные обходы. Это одновременно смешно и грустно в сегодняшних условиях. Хокимы должны понимать, насколько это лишено логики.

Если честно, это проблема, которая имеет место в нижних эшелонах власти. Мы должны обратиться к правительству за разъяснениями, когда придет время», - добавил он.

Расул Кушербаев также высказал свое мнение о необходимости объявления чрезвычайного положения в Узбекистане в связи с текущей ситуацией.

«Понятно, что объявление чрезвычайного положения - непростая задача. Многие страны мира еще не объявили такой режим, хотя они уже находятся на карантине. К сожалению, переход к такому режиму во многих случаях может привести к массовым нарушениям прав человека.

Но в условиях Узбекистана, если ситуация диктует это, то этот режим должен быть объявлен. Не знаю, возможно, в этом пока нет необходимости. Нужно иметь в виду, что какие бы радикальные меры не принимались, ответственность за это несут люди», - сказал Расул Кушербаев, член парламента от Либерально-демократической партии Узбекистана.

«Ситуация в Узбекистане не требует объявления чрезвычайного положения», - Дониёр Ганиев, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

 Дониёр Ганиев, депутат, известный своей резкой критикой завода-монополиста UzAuto Motors, заявил, что законом запрещается отправлять работников в отпуск за свой счет по инициативе работодателя.

 Однако принуждение частных компаний к выплате зарплаты работников в таких форс-мажорных ситуациях также может привести к банкротству большого количества малых и средних предприятий.

 «Поэтому для государства было бы целесообразно предоставить компенсацию, чтобы защитить предприятия частного сектора от экономического спада и обеспечить социальную защиту населения.

Например, желательно, чтобы определенная часть отпусков работников, ушедших в отпуск на карантин, покрывалась государством в виде субсидий.

В этом случае государство может возместить 40-50 процентов заработной платы или отпускных за счет отмены социального налога, выплачиваемого работодателем, и отмены подоходного налога, удерживаемого из заработной платы работника. В результате это позволит компаниям сделать так, чтобы их сотрудники оставались дома во время карантина, а не увольнялись или уходили в отпуск за свой счет », - сказал Ганиев.

 Он добавил, что сегодня эта практика применяется многими развитыми странами.

 «Конечно, это потребует значительных трат из государственного бюджета, но я считаю, что эта мера очень важна с точки зрения предотвращения напряженности социальной ситуации и социальной справедливости», - сказал он.

Говоря об оказании помощи малоимущему слою общества, Дониёр Ганиев отметил, что в условиях карантина с самыми большими трудностями сталкиваются социально незащищенные граждане, живущие за счет поденного дохода.

«Соответствующий указ президента Шавката Мирзиёева предусматривает выделение дополнительных средств для дальнейшего расширения социальной поддержки малоимущего слоя населения и увеличения числа получателей пенсий и пособий.

Кроме того, наши щедрые граждане и предприниматели занимаются великодушной благотворительной работой. Я уверен, что добрые дела наших людей будут продолжаться, и никто не останется один в эти трудные дни», - сказал депутат.

Дониёр Ганиев также решительно осуждает тот факт, что проводятся собрания в условиях, когда сбор людей в одном месте может привести к очень опасным последствиям.

«Я думаю, что такие действия местных чиновников часто связаны с непониманием или небрежным отношением к важности карантинных мер.

Появление коронавируса в Узбекистане и организуемые карантинные меры должны, в некотором смысле, стать мощным стимулом для ускорения развития тех областей, в которых мы отстаем, включая цифровизацию экономики, электронное правительство, дистанционное обучение и дистанционное образование», - сказал Ганиев.

Говорившие с нами депутаты считают, что условия для объявления чрезвычайного положения в Узбекистане пока нет.

В частности, Дониёр Ганиев отметил, что правительственная комиссия успешно контролирует ситуацию.

«Правда, был ряд недостатков при контроле цен на рынках, отмене использования личных автомобилей и введении специальных разрешений. Но нужно учитывать одну вещь - такое в Узбекистане происходит впервые», - сказал он.

По словам депутата, следует отметить, что в Узбекистане нет опыта действий в подобных ситуациях.

«Я также считаю, что даже правительства Италии и Испании, которые имели опыт работы в чрезвычайных ситуациях, не были успешны в эффективном контроле положения, быстром применении строгих мер и предотвращении распространения вируса.

Меры, установленные до сих пор, достаточно серьезны. Поэтому нет необходимости официально объявлять чрезвычайное положение. Это может вызвать необоснованную и ненужную панику. Кроме того, Специальная комиссия имеет доступ к информации об общей ситуации, которая нам неизвестна, а также к ежедневной информации о ситуации в регионах.

Если эта информация требует объявления чрезвычайной ситуации, то это будет использовано в качестве крайней меры.

Я надеюсь, что до этого не дойдет», - сказал депутат Дониёр Ганиев.

Беседовал Ильёс Сафаров,

перевод Вадим Султанов.

Top