12:50 / 04.04.2020
4470

Сбережения на исходе. Какие льготы нужны малому и среднему бизнесу в такой ситуации?

Еще немного о бедственном положении семей и мелких предпринимателей.

Фото: KUN.UZ

Многих сегодня смущает не сама пандемия, непосредственные решения, принятые правительством для предотвращения ее внезапного и широкого распространения, а скорее то, как она влияет на каждую семью, экономику и  развитие страны в целом.

Конечно, прежде чем ответить на эти серьезные вопросы, мы должны надеяться на эффективность практических мер по предотвращению распространения заболевания и на быстрое выздоровление тех, кто болен. В конце концов, если мы не достигнем этих целей в течение 2-3 месяцев, наше правительство и народ неизбежно столкнутся с более широкими и более сложными проблемами.

О семьях

Всем ясно, что любой кризис затрагивает разные семьи в зависимости от их среднего дохода, количества и суммы сбережений на «хорошие дни», здоровья членов семьи и, наконец, благополучия.

По данным официального сайта Госкомстата, в 2018 году (более новые показатели не приводятся) доход на душу населения составил 8 млн. 580 тыс. сумов или 715 тыс. сумов в месяц. Если применить прошлогодний рост в качестве основы для 30% роста в 2019 году, то доход на душу населения составил около 930 тыс. сумов в месяц. Только 71 процент этого дохода является первичным доходом, то есть непосредственно связан с трудовой деятельностью, а именно, с заработной платой.

Что касается сбережений. Согласно отчету Центрального банка на 1 марта 2019 года, общая сумма сбережений в банках составляет 21,4 трлн сумов или 630,5 тыс. сумов на душу населения (рассчитывая на 334 млн. человек, так как и предыдущие показатели приведены с учетом этой цифры).

Сбережения или фонды юридических лиц составили 69,3 трлн сумов. Если предположить, что 60 процентов ВВП создается субъектами малого и среднего бизнеса (МСБ) и что 60% фондов принадлежит МСБ, а в условиях нынешнего кризиса он рассматривается в первую очередь как "подушка безопасности", то можно увидеть, что эти средства составляют 1 миллион 223 тысячи сумов на душу населения.

Итак, абстрагируясь от количества членов семьи и неравномерного распределения доходов, можно сказать, что потенциальный ежемесячный доход составляет 2 миллиона 783 тысячи сумов на душу населения. Конечно, в некоторых семьях это больше, в других - намного меньше. Но мы не могли привести другие практические цифры с имеющейся в нашем распоряжении статистикой.

Но эта сумма абстрактного дохода также требует различных условий:

а) когда все предприятия работают и приносят постоянный доход;

б) когда население может легко получить вышеуказанные сбережения в банках;

в) 60% средств действительно принадлежат малому и среднему бизнесу, и они могут «снять» эти деньги.

Однако, на практике это не так. Небольшие сбережения были почти израсходованы большинством семей в марте (я знаю это по примеру моих сотрудников, многих знакомых и соседей, конечно). Что будет в апреле - большая загадка.

По этим причинам ограничения на передвижение населения не могут быть долговременными.

Не секрет, что из-за стремительной урбанизации многие семьи зарабатывали на жизнь через небольшие торговые точки на разных рынках. Другие жили за счет работы в такси и других видов услуг (парикмахеры, уборщики, строители, рабочие). То есть доход многих был поденным, и возможностей для накопления было немного.

Именно эти семьи были лишены своего источника дохода сегодня и находятся в трудной ситуации.

О представителях малого и среднего бизнеса (МСБ)

Хорошо известно, что до 2019 году малые и средние предприятия платили единый налог, а с 2019 года начали платить все общеустановленные налоги, а именно налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, налог на имущество и землю (наряду с другими социальными налогами). В результате спрос на продукцию и услуги многих предприятий резко упал, поскольку цены резко возросли, многие представители МСБ закрылись, «ушли в тень», а владельцы предприятий стали индивидуальными предпринимателями.

К концу 2019 года появились признаки восстановления малого и среднего бизнеса, поскольку крупные финансовые ресурсы правительства были направлены на осуществление экономического развития, масштабные строительные работы. Это дало действительно хорошие результаты, и после строительства началось развитие производства строительных материалов, бытовой техники и сантехники. Работа в строительной отрасли была своего рода локомотивом, ведя за собой другие отрасли.

Но в строительстве присутствует сезонность. Объемы выполненных работ в ноябре-декабре были представлены к оплате в январе и феврале. В то же время были проведены различные инвестиционные конкурсы по всей стране и по отраслям для новых инвестиционных проектов, запланированных на 2020 год.

Однако с середины марта были введены различные ограничения из-за коронавируса. Конечно, строительство почти не прекращалось там, где оно уже началось. Но сезонные перебои сделали свое дело. Многие строительные организации были вынуждены тратить деньги на новые объемы, еще не закрыв старые. Это оказало серьезное влияние на строительные компании, которые имеют небольшие размеры и работают в основном в областях.

Более того, с ноября прошлого года коммерческие банки практически прекратили кредитование своих клиентов. На сегодняшний день кредиты коммерческих банков выдавались под 28% годовых. Центральный банк настолько усложнил весь процесс: качество обеспечения по кредитам, дисконт его цены, что стало выгоднее избавиться от недвижимости, чем получать кредит. Тысячи предпринимателей, которые пытались получить кредит, могут это полностью подтвердить.

Итак, в каком положении окажутся предприятия МСБ, у которых в марте полностью исчерпаны оборотные средства, есть налоговая задолженность перед бюджетом, долги перед таможенными и газоснабжающими компаниями, учитывая нынешнюю ситуацию?

Руководство нашей страны, которое хорошо осведомлено об этих проблемах, 30 марта в качестве логического продолжения издало указ «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений».

В результате были решены вопросы введения ряда конкретных мер, таких как обеспечение социальной защиты одиноких пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей, увеличение объемов продовольствия, медикаментов и предотвращение роста цен, сокращение оборотных средств хозяйствующих субъектов, предоставление им дополнительных налоговых льгот, разработаны конкретные методические рекомендации.

Мы надеемся, что новые меры будут отражать следующие вопросы, которые очень важны для малого и среднего бизнеса:

1. Предоставление временной отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость и налога на доходы для МСБ;

2. Разрешение предприятиям, ввозящим товары на таможенную территорию Узбекистана и не имеющим оборотных средств, выпускать в оборот свою продукцию на основании обязательства по уплате таможенных пошлин позднее (это касается не только продуктов питания и лекарств, но и всех видов продукции);

3. Предоставление беспроцентных целевых кредитов МСБ под категорию пополнения оборотных средств для своевременной выплаты заработной платы работникам и приобретения различных видов сырья, реорганизации производства;

4. Предоставление прямой финансовой помощи малоимущим семьям на основе списков Министерства махалли и поддержки семьи, семьи, которые не способны работать и которые находятся в неблагоприятном положении.

Разумеется, такие решения включены в перечень мер, которые должны быть отменены после истечения ограничений на передвижение.

В настоящее время, когда распространение болезни полностью не прекратилось и первоначальные ограничения перестали действовать, невозможно ответить на такие вопросы, как, насколько ситуация с коронавирусом повлияет на нашу экономику, ВВП страны и динамику внутренних и иностранных инвестиций. Главное – пройти через эти трудности без больших потерь, сохранить бизнес, не допустить резкого ухудшения уровня жизни населения.

Нынешняя ситуация требует того, чтобы необходимые инвестиции для развития нашей экономики были потрачены на нужды людей в первичной медико-санитарной помощи. Даже если темпы роста ВВП в этом году составят 3–3,2%, это можно считать большой победой.

Но мы уверены, что наш народ с достоинством пройдет через это испытание и вскоре даст большой толчок экономическому подъему и развитию за счет внутренних инвестиций.

Наша страна не слишком полагалась на иностранные инвестиции. Для нас всегда были более важны внутренние инвестиции, которые по объему превышали иностранные инвестиции в 10 раз.

Абдулла Абдукодиров
перевод Вадим Султанов

P.S. На момент публикации статьи, президент подписал указ о масштабных мерах поддержки населения и бизнеса в связи с пандемией коронавируса, которым предусмотрен, в том числе, ряд мер предложенных автором статьи.

Top