Узбекистан | 09:46 / 02.06.2020
8210
22 минут чтения

Должен ли Узбекистан открыть границы для граждан, находящихся за рубежом? – дискуссия среди правоведов

Несколько дней назад Зарнигор Омониллаева, осуществляющая юридическую деятельность в России, опубликовала на своей странице в социальной сети Facebook пост под названием «Нужно открыть границы». Она рассказывает о том, что несколько государств уже открыли свои границы, и Узбекистану тоже следовало бы пойти этим путём.

Однако другой правовед, также работающий в России Ботиржон Шермухаммад заявил, что риск заражения коронавирусом ещё не устранён, поэтому открывать границы рано.

Корреспондент Kun.uz организовал онлайн-дискуссию по этой теме с участием двух юристов и выслушал их точки зрения.

Зарнигор Омониллаева: - Я постаралась отобразить в своём посте причины, почему мигранты стараются вернуться домой, проанализировать, с какими преградами он сталкиваются, привести встречные аргументы закрытию границ. Вместе с тем, я попыталась выразить своё мнение, исходя из вопроса: что будет, если границы не открыть. Проанализировала эту ситуацию на примере граждан России и надолго застрявших там трудовых мигрантов из других государств – Армении и Молдовы. Если бы Армения и Молдова не открыли свои границы, возможно моя позиция по этому вопросу не была бы столь жёсткой. Поскольку есть много трудовых мигрантов из Узбекистана, желающих вернуться на родину. И те, кто стремится к возвращению в Армению, Молдову – это их граждане. Поэтому не пускать узбекистанцев домой, удерживать их на границах, допускать их проживание в России в тяжёлых условиях – неверно, даже с точки зрения борьбы с коронавирусом. Сейчас каждая помощь, оказываемая трудовым мигрантам, является однократной, то есть это не постоянная помощь. Пока трудовой мигрант не выйдет на работу или пока не улучшатся условия в России, помощи, которая позволила бы им жить в нормальных условиях, просто нет. Когда эта помощь кончится, то трудовые мигранты именно по этим причинам всё равно захотят уехать домой. Поэтому вместо того, чтобы препятствовать им вернуться на родину, не лучше ли было бы разрешить им вернуться и правильно организовать эти процессы.

Ботиржон Шермухаммад: - Границы Узбекистана не закрыты для въезда узбекистанцев. До сих пор Узбекистан не закрывал границы для своих граждан. Проблема заключается в том, как добраться до границы Узбекистана. Независимо от того, где был гражданин, если он доберётся до границы Узбекистана, его пустят на территорию республики. Пусть даже это будет иностранный гражданин с правом постоянного проживания в Узбекистане, его тоже пропустят. Проблема в том, что нет регулярных авиарейсов и непосредственных границ между Узбекистаном и Россией. Казахстан на своей территории закрыл границу для иностранных граждан по причине широкого распространения болезни. Железные и автомобильные дороги проходят через Казахстан, и Узбекистан в этом не виноват. Этот вопрос нужно решать с Казахстанским правительством. Организовать прямые рейсы тоже проблематично. Поскольку самолёт полетит туда пустым, это не регулярный рейс, а чартерный, поэтому стоить будет в два раза дороже. А людей, желающих вернуться, очень много.

Хочу обратить внимание на несколько аспектов по поводу постов. Говорят, что нельзя ограничивать право граждан Узбекистана на возвращение на родину. Но это право никто не ограничивал. Верно, граждане вправе вернуться на родину, но, кроме того, есть и правила карантина.

3-4 миллиона граждан Узбекистана собираются приехать из России, но ведь в Узбекистане сейчас более 30 млн населения. Правительство несёт ответственность не только за жизнь тех, кто находится за границей, но и за здоровье жителей Узбекистана. Решить эту проблему нелегко. Закрытие границ и другие запреты осуществляются не по собственному желанию какого-либо чиновника. Везде чрезвычайная ситуация, поэтому необходимо принимать чрезвычайные меры, и, соответственно, граждане должны действовать исходя из этого. Мы должны смириться и с пониманием отнестись к тому, что после объявления карантина ограничиваются наши конституционные права и мы не можем свободно передвигаться. Всё это меры, принимаемые для защиты здоровья граждан.

В России на сегодняшний день выявлено более 370 тысяч случаев заболевания. Возникает вопрос, к каким последствиям с технической, медицинской и религиозной точки зрения может привести перемещение людей из места-очага инфекционной болезни в место, где болезнь распространена меньше. Можно увеличить количество рейсов, но это непросто. У каждого рейса есть свой экипаж, они тоже подвержены риску заражения болезнью. Есть ли возможность помещать на карантин экипаж после каждого рейса? Да и есть ли у нас столько экипажей? Что будет с их здоровьем? Среди пассажиров каждого чартерного рейса обязательно выявляются заражённые коронавирусом. А именно, эта болезнь поступает в Узбекистан из-за границы. Даже если увеличить количество чартерных рейсов, кто будет регулировать вопрос здоровья людей? Если сейчас в России находится 3-4 миллиона населения из Узбекистана, то сколько смогут уехать? Скажем, если 100 тысяч человек вернутся в Узбекистан, то есть ли возможность поместить их на карантин, лечить?

Я сам лично стал свидетелем такого факта. В прошлом году мне пришлось лечь в больницу в Андижане. Хоть по телевизору и показывают, как всё хорошо и всё прекрасно, но медицина наша в тяжёлом состоянии. В особенности, состояние больниц в областях оставляет желать лучшего. Иногда даже элементарно медицинских масок там нет. Отсюда вывод: если опасная инфекционная болезнь распространится в широком масштабе, то наша медицина просто не справится, и это приведёт к пагубным последствиям.

Следующий вопрос не зависит от Узбекистана. Можно привезти граждан на поезде или автомобиле, только если казахстанское правительство даст добро. Тогда придётся ехать на поезде или на автомобиле без остановок. До прибытия на границу Узбекистана нужно будет обеспечить, чтобы пассажиры не контактировали с населением Казахстана. Есть факты грубого обращения с мигрантами в России, но это второстепенный вопрос. В первую очередь важно здоровье людей, а остальное приложится. Количество заболевших растёт только в Москве, а в других регионах – в разы меньше. Там смягчаются карантинные меры, начинается рабочий процесс. После начала работы желание вернуться исчезнет у людей само собой.

Зарнигор Омониллаева: - Я не согласна практически с каждым вашим утверждением. Вы сказали, что Узбекистан не закрыл свои границы. Если рассмотреть с юридической точки зрения, то действительно Узбекистан не закрыл границы для своих граждан. Но фактически я лично стала свидетелем того, что граждане Узбекистана, у которых был на руках билет на сроки от 15 до 26 марта, вернуться так и не смогли. Они ночевали в аэропорту, ждали, когда будет рейс, потом ждали очереди на чартерные рейсы. Даже с билетом на руках они не смогли улететь в Узбекистан, так как в справочном бюро сказали, что рейс отменяется. Когда я общалась с сотрудниками «Аэрофлота», мне сказали, что самолёт готов, экипаж готов, антисептические средства есть, только нет разрешения на вылет и прибытие в Узбекистан. Мнение о том, что границы Узбекистана не закрыты, очень спорное. В Молдове и Армении также не стоял вопрос о том, чтобы не пропускать через границу, но сейчас они смогли организовать механизм доступа в страну, и если кто сейчас приедет, сможет туда попасть. Изначально закрытие границ было верным. Это было необходимо с целью осуществления необходимой подготовки за определённый срок, когда никого не будут пропускать через границу. В качестве отсрочки для верной организации механизма перехода через границу это было правильно. Теперь возникает мысль: необходимая подготовка осуществлена, а узбекистанцы желают вернуться в свою страну. Если провести опрос среди тех, кто хочет на родину, то ни у кого из них не возникло это желание от хорошей жизни. Если у всех было бы жильё, работа, здоровье в порядке, никто бы не захотел возвращаться. Нигде такого нет, как в Узбекистане, закрывшем границу для своих граждан. Если учесть, что 99 процентов желающих вернуться в Узбекистан являются гражданами страны, и они не могут пересечь границу, то можно прийти к выводу, что границы закрыты.

Теперь перейдём к вашему мнению о том, что мы, якобы, не отвечаем за 2 млн людей, думая о 30-миллионном населении. Если проанализировать карантинные меры в Узбекистане, то возникает вопрос – насколько правильно они были организованы. Изначально, помещать на карантин поголовно всех с рейса – и больных, и здоровых – это лишний груз для государства. Помещая всех на карантин, государство ставит себя в нелёгкое положение. Не лучше ли было бы помещать на карантин только больных, а остальных контролировать на дому. В других государствах карантин организован таким образом – прибывшие граждане помещаются на карантин в зависимости от их состояния здоровья. Какая разница – будет ли он лежать дома, или в больнице – принцип карантина одинаковый. От коронавируса нет никаких лекарств, поэтому в больнице могут помочь только в тяжёлых случаях.

Вы сказали о самолётах, экипаже. В России, которая сейчас на втором месте по количеству больных, организованы внутренние рейсы. Если Россия на своей территории смогла организовать перевозки, то значит, и в Узбекистане это можно сделать. Если частные и государственные самолёты в России предоставят пассажирам защитные средства, примет необходимые меры, то можно будет устраивать и международные рейсы. Насколько я знаю, с 1 июня в Узбекистане началась продажа билетов других частных авиакомпаний, кроме «Узбекистон хаво йуллари».

Ботиржон Шермухаммад: - Была высказана мысль о том, что прибывших из-за рубежа граждан, у которых выявлена болезнь, следует помещать на карантин, а остальных отправлять домой. Проблема в том, что невозможно определить, кто из них болен, а кто нет. Скажем, проверили 100 прибывших граждан, и вирус обнаружили только у одного. Но то, что у остальных ничего не обнаружили, это не значит, что они не больные. Для чего нужен 14-дневный карантин? Потому что именно в течение этого времени проявляются признаки заболевания. Вы говорите, надо отпускать их домой. Между больницей и домом есть одна большая разница – дома члены семьи подвергаются риску заражения. В Москве тоже говорят, что 50 процентов заражённых – это бессимптомные носители вируса. Если отпустить их домой, то есть большая вероятность передачи вируса другим по цепочке. И кто потом возьмёт на себя за это ответственность?

Что касается самолётов. Да, в России есть внутренние рейсы. В Узбекистане они тоже открылись в установленном порядке. Но речь идёт о международных рейсах. Те, кто летает внутренними рейсами, не были за границей. В России сейчас 370 тысяч заражённых коронавирусом, она находится на третьем месте в мире. В Узбекистане – 3550. Возникает вопрос: насколько правильно не помещать на карантин людей, прибывших из места, где есть 370 тысяч заболевших.

Зарнигор Омониллаева: – Вся проблема в этом и заключается. Всех прилетевших, и здоровых, и больных, помещают в одно и то же место. Человек, не заразившийся во время полёта, может заразиться во время 14-дневного карантина или после выхода из карантина.

Коронавирус распространился от прибывших из-за границы, не только в Узбекистане, но и во всех странах мира, кроме Китая. Поэтому говорить о том, что болезнь поступает из-за рубежа – неправильно.

Ботиржон Шермухаммад: - Я и не против этого, ведь действительно вирус приходит из-за границы.

Зарнигор Омониллаева: - Первый признак запрета заключается в том, что граждане Узбекистана не могут добраться до своей страны.

Ботиржон Шермухаммад: - Я не против возвращения граждан Узбекистана на родину, проблема состоит в том, как их привезти. Я хочу, чтобы наши соотечественники вернулись, сам я тоже не могу выехать. Лично мне летом нужно поехать домой, а в сентябре вернуться. Но я не считаю правильным решением подвергать опасности жизнь троих детей, лететь на самолёте 4 часа и находиться 14 дней на карантине. Вирусом можно заразиться и в аэропорту, и в самолёте во время полёта, и будучи на карантине. Ещё возникает вопрос: а примет ли потом Россия иностранных граждан? Вот в чём проблема. Те, кто хотят уехать, об этом не думают.

В первую очередь, для всех нас дорого здоровье наших близких. Вы сами со своими детьми согласитесь лететь на чартерном рейсе?

Зарнигор Омониллаева: - Я бы согласилась. Пандемия отличается от других бедствий тем, что страдают больше всего люди с плохим финансовым положением. Во время других бедствий все страдают одинаково. Как бы ни были условия в России лучше, чем в Узбекистане, но положение трудовых мигрантов там гораздо хуже, чем на родине. Общие условия России не отражаются на жизни трудовых мигрантов. Причина всех проблем с жильём, работой, здоровьем, нехваткой пропитания состоит в финансовом неблагополучии. Да, условия в России хороши для своих граждан, но на мигрантов это никак не влияет.

Ильяс Сафаров: - Мы видим, что своевременно принятые карантинные меры дают свой результат. Если мы вновь откроем границы, насколько готов Узбекистан ко второй волне? Разве не удобно было бы для всех постепенно открыть границы после того, как мы победим заболевание внутри страны, и ситуация в других государствах стабилизируется?

Ботиржон Шермухаммад: - Организация чартерных рейсов сама по себе может стать причиной постепенного открытия границ.  Исходя из возможностей, вывезенные граждане размещаются в карантинных зонах. Нужно привезти столько людей, на сколько хватит возможностей. В первую очередь – тяжело больных, беременных, пожилых людей. Чиновники и желающие выехать, как в России, так и в Узбекистане не учитывают одно – нас слишком много. Даже если привезти 100 тысяч людей, то останется еще около 2 миллионов. Среди них есть тоже те, кому необходимо выехать. Чартерные рейсы – это не выход из проблемы. Пока полностью не откроют границу, всё равно останутся те, кто в тяжёлом положении. Даже если наладить непрерывные рейсы, на то, чтобы вывезти всех граждан, уйдёт несколько месяцев. Только для транспортировки 10 тысяч человек понадобится 40 рейсов. Сколько же рейсов нужно, чтобы вывезти зарегистрированных 70 тысяч человек, и когда они будут организованы?

Зарнигор Омониллаева: - Закрытие границ всего лишь временно влияет на статистику количества заболевших. Невозможно всю жизнь сидеть с закрытыми границами. Однажды границы всё равно откроют, и эти же больные всё равно приедут.

Ильяс Сафаров: - Россия тоже не сидит сложа руки. Там есть возможность бесплатного лечения. Медицина там развита гораздо лучше, чем у нас.

Зарнигор Омониллаева: - Проблема вот в чём: количество тех, кто хочет лечиться, в разы меньше тех, кого нужно лечить. Очень много тех, кому требуется лечение, но они не лечатся. Узбекистанцы, которых нужно лечить, выбирают для лечения Узбекистан, а не Россию. Стереотипы наподобие «меня арестуют», «меня депортируют» отрицательно влияют на психическое состояние мигрантов.

Ильяс Сафаров: - Но ведь объявляют, что больных будут лечить бесплатно, никого не депортируют, никого не прогонят.

Зарнигор Омониллаева: - Трудовые мигранты, поступающие на лечение в российские больницы, это – те, которые находятся в тяжёлом состоянии. Если их состояние получше, их помещают на карантин по месту жительства. Если трудовой мигрант не сможет заплатить за жильё, и ему нечем питаться, то за счёт каких средств он будет лечиться на домашнем карантине? Ранее Ботиржон ака задал вопрос о том, есть ли возможность поместить всех на карантин. Вся проблема состоит именно в этом. Наша сегодняшняя позиция – есть ли у нас возможности или нет. Поэтому всё упирается в закрытие границ. А изначально нам нужно перейти на позицию – что нужно сделать для того, чтобы была возможность.

Ботиржон Шермухаммад: - Вы говорите, что эти больные когда-нибудь вернутся. Но эта болезнь не хроническая. После выявления вируса она лечится за 14-21 день. Так вот, почему наладили подобную систему? Сколько больных мы можем принять? Это означает держать ситуацию под контролем. Допустим, мы откроем границы. И какой руководитель возьмёт на себя ответственность? Если нас назначат членом правительственной комиссии, сможем ли мы взять на себя такую ответственность? Понятно, что проблема состоит в нехватке финансов. Но вопрос в том, как решить эту проблему. Пусть даже и будут материальные трудности, человек в первую очередь должен быть здоровым. А если он умрёт от того, что не может дышать, то ему никакое материальное богатство не понадобится. Мы должны прочувствовать, насколько серьёзной является чрезвычайная ситуация. Нужно отказаться от удобств предыдущей жизни. Следует действовать исходя из того, что есть. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, для других стран, возможно, не являются проблемами. Первоочередной целью государства является здравоохранение. Я не знаю, в каком государстве лучше функционирует система здравоохранения, но в первую очередь нужно подумать о том, чтобы не дать инфекционной болезни распространиться в широких масштабах. Когда есть жертвы, не так бросается в глаза, кто живёт лучше, а кто хуже. Ради здоровья можно отказаться от любых прав, привилегий, материальных возможностей. Только когда уровень болезни в Узбекистане будет сведён к нулю, другие государства смогут открыть свои границы Узбекистану. Почему? Потому что здесь не будет больных. В России каждый день обнаруживается столько больных, и мы ещё оттуда будем людей привозить?! По-моему, никакой эпидемиолог этого не допустит.

Многие едут на границу, устраивают пикеты возле посольства. Но сколько здоровых людей хотят помочь врачам? Кто из нас пошёл и помог? Медработников не хватает, скорая помощь задерживается. Но очень мало кто готов пойти и помочь им, рискуя своей жизнью. Те, кто находится в России, должны помогать друг другу как в материальном, так и в моральном плане. Надо помогать и системе медицины, если есть возможность. Таджикистан был зелёной зоной, но они всё «проморгали», отмечали Навруз, мечети были открыты. А теперь по количеству заболевших они обогнали Узбекистан. По количеству смертей вышли на первое место в Центральной Азии. Речь здесь идёт о жизни людей, не о трудностях. Я сам на месте государства объявил бы чрезвычайное положение, вывел на улицу военных, и держал бы всё строго. Потому что в этой ситуации нужно действовать именно таким образом.

Зарнигор Омониллаева: - Выбор людей ограничить невозможно. Если люди желают лечиться в Узбекистане и не отказываются от своего желания, то надо не возвращать их с границ силой, а подумать о том, как осуществить их возвращение на родину, и какие принять меры для сведения до минимума вреда от их возвращения.

Ильяс Сафаров: - Большое спасибо за высказанные мнения. Мы верим, что правительство Узбекистана выберет самый верный путь, при котором будут учтены интересы всех граждан.

Новости по теме