19:52 / 03.06.2020
3530

Нужен ли нам «Трудовой кодекс №2»? Соображения о новом законопроекте

Несколько дней назад на портале обсуждения нормативно-правовых актов был опубликован проект закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе».

Следует отметить, что в настоящем законопроекте для государственных гражданских служащих предусматриваются гораздо более строгие ограничения, нежели в действующем законодательстве.

К примеру, согласно законопроекту, государственный гражданский служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, научной и творческой);
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных представителей;
  • быть членом управляющего органа коммерческих организаций (за исключением организаций с государственной долей).

Теперь поразмыслим над соответствием этих ограничений действующему законодательству.

В действующих законодательных актах ограничение на занятие другой оплачиваемой деятельностью установлено для депутатов Олий Мажлиса и судей, исходя из особенностей их деятельности. К тому же, установление такого ограничения допустимо по причине их относительно высокой заработной платы и социальных гарантий на высшем уровне.

Но если ввести такое ограничение сразу для всех гражданских служащих, то они ведь не все получают зарплату наравне с депутатами или судьями? А что насчёт социальных гарантий?

Насколько соответствует это ограничение действующему законодательству?

Известно, что в соответствии с Трудовым кодексом, работник может работать по совместительству и на нескольких профессиях и должностях. Согласно положению о порядке работы по совместительству и на нескольких профессиях и должностях, работа по совместительству запрещается:

  • сотрудникам администрации президента Республики Узбекистан и аппарата Кабинета Министров (кроме технического и обслуживающего персонала), руководителям органов государственного управления, их заместителям и начальникам составных подразделений, председателю и членам Кабинета Министров Республики Каракалпакстан;
  • хокимам областей, районов и городов, их заместителям.

Очевидно, что ограничение на занятие другой оплачиваемой деятельностью, в основном, относится к высокопоставленным государственным служащим. А данные должности установлены исходя из свойств их работы. То есть, такое ограничение установлено не для всех.

О запрете на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных представителей также можно высказать подобные соображения. Согласно действующему законодательству, запрет по этому поводу также установлен в отношении отдельной категории государственных служащих. В соответствии с постановлением правительства, заниматься предпринимательской деятельностью запрещено следующим должностным лицам:

  • сотрудникам органов государственной власти и управления, правоохранительных органов;
  • руководителям государственных банков и их заместителям, должностным лицам, имеющим по долгу службы непосредственное отношение к денежным знакам и денежным (банковским) документам;
  • руководителям государственных предприятий и организаций, их заместителям, имеющим право подписи банковских документов;
  • руководству предприятий и организаций государственного обеспечения и купли-продажи;
  • руководству и специалистам государственных органов, в задачи которых входит решение вопросов по осуществлению предпринимательской деятельности или контроль такой деятельности.

Как видим, ограничение установлено в основном для государственных служащих в должности руководителя или заместителя руководителя. То есть, получается, что, кроме руководителей госучреждений и их заместителей, имеющих право подписи банковских документов, работники на других должностях имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. А теперь предлагают отменить это право.

Введение ограничения на членство в органах управления коммерческих организаций в отношении государственных гражданских служащих всех категорий - тоже нецелесообразно.

Интересно, что в законопроекте мы не встретили запрет на внесение доли в уставный фонд коммерческой организации, на покупку акций коммерческой организации. А ведь таким образом отдельные категории госслужащих тоже могут пользоваться своей должностью в личных интересах!

Следовательно, выходит, что возможность конфликта интересов, который может возникнуть при членстве государственного гражданского служащего в органе управления коммерческой организации ниже, чем при внесении госслужащим доли в уставной фонд коммерческой организации?!

Законопроектом предусмотрены 5 видов дисциплинарных наказаний, которые могут применяться в отношении государственных гражданских служащих:

  • выговор;
  • объявление о полном несоответствии должности;
  • понижение уровня квалификации;
  • понижение в государственной должности;
  • освобождение от занимаемой должности и исключение из Резерва национальных кадров.

В статье 181 Трудового кодекса установлено, что в отношении работника, нарушившего трудовую дисциплину, могут применяться только три вида мер дисциплинарного наказания, а именно, выговор, штраф и расторжение трудового договора. Применение в отношении работника мер дисциплинарного наказания, не предусмотренных настоящей статьёй, запрещается.

Таким образом, эта норма проекта также противоречит действующему законодательству. Поскольку, Трудовой кодекс применяется во всех предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от форм собственности. Кроме того, согласно статье 18 ТК, устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровня трудовых прав и гарантий, предусмотренных Кодексом.

Ещё один из спорных аспектов законопроекта – это то, что его нормы повторяют многие нормы Трудового кодекса. К примеру, такие вопросы, как трудовой договор, рабочее время, служебная командировка, социальная защита, трудовой и социальный отпуск, пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование, выплата ущерба, причинённого жизни, здоровью и имуществу работника, уже урегулированы Трудовым кодексом. В связи с этим, бессмысленно вносить эти нормы в закон и допускать повторы. Закон по возможности должен быть кратким, ясным, понятным, и без повторов. В новом законе должны найти своё решение вопросы, касающиеся государственной гражданской службы, не предусмотренные Трудовым кодексом. В законопроекте таких вопросов можно найти предостаточно, например, группы и категории государственных должностей, уровни квалификации и положения, резерв национальных кадров, аттестация государственных гражданских служащих.

Короче говоря, было бы целесообразно исключить из законопроекта нормы, уже имеющиеся в Трудовом кодексе, и предотвратить появление «второго Трудового кодекса», действующего в государственных организациях одновременно с существующим в законодательстве кодексом.

Аббос Салайдинов,
правовед

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top