21:02 / 04.06.2020
3757

«Количество пользователей Интернет в период карантина повысилось на 20-30 процентов» - беседа с представителями «Узбектелекома»

Пандемия и карантин значительно повысили спрос на Интернет. Корреспондент Kun.uz организовал интервью с представителями АК «Узбектелеком» и обсудил наболевшие вопросы в этой сфере.

В ходе интервью начальник отдела по связям с общественностью АК «Узбектелеком» Алишер Хидоятов и пресс-секретарь компании Александр Сучков ответили на вопросы о скорости Интернета, об оптоволоконном Интернете, о сетях Uz-IX и GPON.

«В сегодняшних условиях среди населения повысился спрос на Интернет. К примеру, приблизительно за 1,5 месяцев количество пользователей сети возросло на 20-30 процентов» - говорит Алишер Хидоятов.

Алишер Хидоятов

Хидоятов остановился на работах, выполняемых компанией, исходя из повышенного спроса. Мы обратились к нему с вопросами, интересующими многих.

- Когда будет достигнута скорость Интернета, удовлетворяющая потребителя?

А.Хидоятов: - Компания «Узбектелеком» постоянно ведёт работу в этом направлении с 2018 года, и ранее тоже многое делалось. Сейчас принимаются соответствующие меры по предоставлению высокоскоростных интернет-услуг всему населению Узбекистана. Цифровая экономика сможет полноценно функционировать в цифровом формате только при том условии, что всё будет в порядке в инфраструктуре телекоммуникаций.

При развитии инфраструктуры телекоммуникаций нам необходимы оптоволоконные линии связи, которые на данный момент являются самыми последними технологиями в мире. Ведутся работы по проведению оптоволоконных линий связи. Если привести в цифрах, то за первые 3 месяца 2020 года по республике было построено более 6500 км таких линий.

Потребители хотели технологию 3G, а после её появления в мировом масштабе создали технологию 4G. Потребители уже захотели технологию 4G. Теперь по всему миру развивается технология 5G, в Узбекистане тоже принимаются меры по развитию этой технологии. Значит, получается, что невозможно создать технологию пользования Интернетом, которая удовлетворила бы каждого пользователя. Когда они скажут: «Всё, я всем доволен», то развитие остановится.

- Как министерство ИКТ, так и «Узбектелеком» отрицают низкую скорость и качество Интернета. Однако видео об учительнице, дающей урок на крыше, и другие видео в социальных сетях обнажили проблему. Компания так и будет отрицать наличие проблем в скорости Интернета, или, может быть, всё-таки признает свои недостатки и будет работать над их устранением?

Александр Сучков

А.Сучков: - Очень интересный вопрос. Во время пандемии неожиданно мы все одновременно начали пользоваться домашним Интернетом. В течение нескольких лет мы построили оптические сети в школах. Организована видеоконференцсвязь между учебными объектами народного, а также высшего и среднего специального образования. Естественно, что у учителей во всех регионах Узбекистана не было опыта, как работать в онлайн-режиме в любое время и в любом месте. Школы, высшие учебные заведения закрылись и ввели строгий карантин. Представьте, что все теперь начали дистанционно работать с помощью домашнего Интернета.

Мы все хорошо знаем, чем отличается домашний Интернет от корпоративного, а именно, предоставляемого для предприятий, где есть локальные сети, администраторы этих сетей. Даже есть вид видеосвязи, который они могут организовать. Представьте, сразу, в течение нескольких дней объявили введение чрезвычайной ситуации. Каждый гражданин, каждый учитель попал в своеобразную изоляцию. И всем приходится решать рабочие вопросы с помощью домашнего Интернета, или мобильного телефона, не предназначенного для работы.

Должен сказать вам, что в течение последних двух лет внешний канал был расширен в 10 раз, многие перешли на оптические линии связи. Наш тарифный план даёт возможность пользования образовательными ресурсами, необходимыми для Министерств народного и высшего образования. Кроме того, нашим гражданам была также предоставлена возможность бесплатно в течение дня заходить на сайты новостей для получения важной информации. Со всем этим наша сеть справилась.

Вероятно, все видели видеоматериал об учительнице, дающей урок на крыше. Видно, что дом новый, только строится. Раньше в этом доме не было потребности в 3G, 4G. А именно, в обычное время, учительница для осуществления своей деятельности в домашних условиях, возможно, обратилась бы к министру, например, в Министерство народного образования, к директору школы, и сказала бы, что ей нужен Интернет. Пришёл бы мастер и подключил бы ей Интернет. Но несмотря на это, даже с таким Интернетом она смогла провести уроки. В первую очередь, если кто-то напишет в соцсетях, «Я не могу скачать видеоуроки», то это для нас приоритетный вопрос. В это же время наши мастера выезжают на место, и делают всё возможное, чтобы наладить связь.

Если посмотреть на рейтинг, то сегодня у нас средняя скорость загрузки проводного Интернета составляет 26 мегабит. Представьте, несколько лет назад мы мечтали об Интернете в 10 мбит. А сейчас средняя скорость уже 26 мегабит.

Сегодня мы можем дать и 100 мегабит, у нас есть такие возможности. Мы используем 5 технологий, а именно ADSL, VDSL, FTTH, GPON, и разнообразные виды этих технологий для различных видов зданий.

Для чего мы это делаем? Мы несколько лет назад думали, что возможности ADSL без ограничений составляют 6 мегабит. Мир так быстро развивается, что средняя скорость Интернета по миру составляет 50 мбит. Сегодня мы оказываем провайдерам и операторам услуги по мобильной связи, которых раньше не было в нашей структуре, предоставляем внешние каналы. Арендуем для них инфраструктуру. Как вы знаете, в Узбекистане 5 операторов.

В последние годы количество абонентов «Узбектелеком» достигло 5 миллионов. В этом году мы отпраздновали пятилетие внедрения стандарта GSM. Естественно, что такое количество абонентов требует большое количество базовых станций. Стандарты 3G, 4G – широкополосные, они требуют большей скорости. Самое важное – это количество и качество базовых станций, которые мы устанавливаем. По всему миру ситуация такова, что невозможно в любом кишлаке установить базовую станцию 3G, 4G, и подвести туда максимальный канал. Поскольку себестоимость для таких абонентов будет очень высока.

Как вам известно, в Узбекистане еще недавно было очень много кнопочных телефонов. Естественно, что если в кишлаке кнопочные телефоны, там не получилось установить базовые станции 3G, 4G, поскольку там просто не было потребителей. В этом году мы устанавливаем на всех базовых станциях с мачтовыми антеннами базовые станции 3G и 4G.

Сейчас в Узбекистане поставляется мобильный Интернет на скорости 10 мбит. Раньше такого не было. Ситуация с домашним Интернетом, используемым для работы, не так уж и плоха. Многие учителя научились устанавливать ZOOM.

- Работают ли в Узбекистане технологии 3G и 4G на такой же скорости, как и за рубежом?

А.Хидоятов: - Конечно. В каждом государстве есть свои нормативы. Наш Интернет тоже отвечает нормативам, установленным нашим государством, правительством.

- Как было намечено в государственной программе, а также, согласно обещанию министра ИКТ в отчёте парламенту за 2019 год, в 2020 году все социальные объекты будут подключены к оптоволоконному Интернету. Как ведутся эти работы в период пандемии? Не задерживаются ли?

А.Хидоятов: - В настоящее время, именно в условиях пандемии, наши специалисты проводят все необходимые работы во всех регионах по строительству и прокладке оптоволоконной связи. У нас нет никаких сведений о задержке или изменении сроков этих работ.

Мы осуществляем контроль выполнения всех работ, порученных нам государством и правительством, в установленные сроки.

- В сельской местности сейчас тоже устанавливается проводной Интернет, необходимые документы подписаны. В редакцию по этому поводу поступает множество обращений. В одном из них говорилось, что за установку в дом проводного Интернета потребовали 400-500 тысяч сумов, и граждане оплатили. Правильно ли брать с населения 400-500 тысяч сумов?

А.Хидоятов: - У нас не установлен никакого дополнительного платежа в размере 400-500 тысяч сумов за подключение к услугам.

При этом нужно платить абонентскую плату по тарифному плану. На сегодняшний день наша акция действует, то есть, нашим клиентам, подключившимся к Интернету, мы бесплатно предоставляем абонентское устройство, а именно WiFi роутер и кабель длиной до 100 метров.

Для этого абонент должен выполнить условия акции. При выполнении этих условий за роутер и 100 метров кабеля не осуществляется никакой оплаты. А за кабель длиной более 100 метров уже придётся платить.

- Как воздействует развитие Uz-IX на Tas-IX? Это воздействие позитивное или негативное?

А.Хидоятов: - Uz-IX оказывает определённое влияние на услуги Tas-IX. Пользователи местного Интернета в основном привыкли к сайтам Tas-IX. Создание и развитие Uz-IX, локализация каких-то сетей, например, иностранных сервисов в Uz-IX, а именно приспособление к местным условиям, создаёт своеобразную конкурентную среду для Tas-IX, и при этом создаётся ещё больше почвы для развития национального контента.

- Нужно ли покупать роутер для подключения к системе GPON именно в «Узбектелекоме»?

А.Хидоятов: - Нет. Как уже было сказано, мы бесплатно предоставляем до 100 метров кабеля, а также USB-модем или роутер. У нас есть технические параметры этого роутера.

Наши клиенты, в принципе, могут заказать и привезти роутер с иностранных интернет-рынков. Однако в каждой сети, в том числе, в сети GPON, есть свои требования. Если роутер отвечает этими требованиям, то нет никаких ограничений для его использования.

Полную версию интервью можно увидеть на канале Kun.uz в YouTube.

Беседовал Рахматилло Исроилов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top