15:19 / 15.06.2020
5110

Эффективно ли используется внешний долг, предоставленный Узбекистану? Комментарий специалистов

13 июня состоялось первое заседание «Клуба дискуссий», созданного экономическим блоком правительства. Участники первого заседания, ответственные лица в сфере экономики, представители международных финансовых организаций и рейтинговых агентств, местные и иностранные эксперты, обсудили последствия внешнего долга Узбекистана, механизмы эффективного использования этого долга. В том числе, экс-первый заместитель министра финансов Узбекистана Абдулла Абдукадыров поинтересовался о наличии в правительстве определённой программы по эффективному использованию внешнего долга.

Фото: KUN.UZ

Абдулла Абдукадыров,
экономический аналитик

- Прежде чем брать внешний долг, нужно уточнить, есть ли какая-то программа по его эффективному использованию? По-моему, если такая программа имеется, и там намечено потратить определённое количество денежных средств на то или иное направление, то механизм поиска этих денег (внешний долг или эмиссия) становится второочередным вопросом.

Возникает дополнительный вопрос: государство получает деньги в качестве внешнего долга, или эмиссии, и есть ли соответствующая этим денежным средствам товарная масса, то есть предложение. Мы постоянно дискутируем об этом с Центральным банком. И это очень серьёзный вопрос. Будь то эмиссия, или внешний долг в размере 3,1 млрд, есть ли предложение в таком размере внутри страны или на международном рынке? Если бы в каждой сфере были программы, то можно было бы найти соответствующий механизм поиска денег.

Абдулла Абдукадыров

Ещё здесь уделяется большое внимание рейтинговым агентствам. На мой взгляд, после всемирного экономического кризиса 2008 года можно не придавать такого серьёзного значения сообщениям рейтинговых агентств. Поскольку даже если в США везде будет тяжёлое положение, то ни S&P, ни FITCH, ни другие рейтинговые агентства не изменят рейтинг эмитентов. Они будут настаивать на том, что всё верно подсчитали и не ошиблись. Поэтому я удивляюсь, почему мы их вообще слушаем и обращаем на них внимание. Им самим следует пересмотреть свою рабочую деятельность и критерии оценок.

Я хочу задать вопрос председателю Центрального банка Мамаризо Нурмуратову. Почему мы не производим эмиссию, а стараемся получить деньги из-за рубежа? Какова сейчас ценность сума по отношению к доллару на нашем внутреннем рынке?

Мамаризо Нурмуратов,
председатель Центрального банка:

Мамаризо Нурмуратов

- Этот вопрос постоянно повторяется. Я должен открыто сказать, что во всех видах экономики, направленных на рыночные принципы, выдача долга Центральным банком непосредственно государству, правительству, приводит к инфляции. Это отражено и в наших анализах.

Поэтому в нашем законе «О центральном банке» выдача кредита Центральным банком непосредственно правительству и в государственный бюджет оценивается в качестве фактора инфляции, и это не только у нас, но и во всех развитых государствах, опирающихся на рыночные принципы.

Это можно увидеть и в повседневной жизни. В прошлом году, в более ранние годы выдавались льготные кредиты, и, хотя они не выдавались за счёт Центрального банка, но это определённым образом повлияло на банковскую и финансовую сферу, на кредитную политику. Если рассматривать с этой точки зрения, то увеличение денежной массы на нашем внутреннем рынке, само собой разумеется, является важным фактором инфляции, поэтому мы не сочли нужным использовать данный инструмент

Однако мы координируем основную денежную массу в экономике таким образом, что именно Центральный банк берёт на себя покупку государственных ценных бумаг или активов коммерческих банков на вторичном рынке. Короче говоря, мы используем этот инструмент, потому что его инфляционный эффект, инфляционное влияние больше.

Абдулла Абдукадыров:

- Мамаризо Бердимуратович, но ведь 3 млрд долларов в качестве внешнего долга всё равно будут конвертированы в сумы и выведены на внутренний рынок?!

Мамаризо Нурмуратов:

- 3 млрд долларов, независимо от размера внешнего долга, приравниваются к возврату в экономику денежных средств через валютный рынок. Центральный банк не купит и не эмитирует их. То есть, если поменять деньги из экономики на эту валюту, и вввести в экономику дополнительные денежные средства, эффект будет низким. Поэтому мы не будем этим пользоваться.

Тимур Ишметов,
министр финансов:

Тимур Ишметов

- Абдулла ака, вы высказали своё мнение о рейтинговых агентствах, я не могу с вами согласиться. Во-первых, работа, которую мы осуществляем совместно с рейтинговыми агентствами, выполняется не только для рейтинговых агентств и не ради их оценки. Оценка рейтинговых агентств – это единственный институт, оценивающий нашу деятельность, а не инструмент. Это - один из нескольких инструментов.

Второй инструмент, который мы применяем, это международные финансовые организации, мы активно сотрудничаем с ними. Они тоже оценивают финансовые реформы в Узбекистане. Как вам известно, в различных отчётах Международный валютный фонд ежегодно комментирует нашу деятельность. Мы обмениваемся мнениями по этому поводу со Всемирным банком, Азиатским банком развития и другими партнёрами.

В качестве третьего инструмента мы стараемся изучить и учесть мнение общественности. Таких инструментов очень много. Чем больше инструментов, тем легче нам работать.

Конечно, у нас тоже возникают вопросы как к рейтинговым агентствам, так и к Международному валютному фонду. Мы часто сталкиваемся с тем, что между ними происходят жаркие дискуссии, споры, ещё серьезнее, чем сейчас. Но их оценка признаётся во всём мире.

Может появиться вопрос по методологии. Вы вспомнили всемирный экономический кризис 2008 года. После этого, если я не ошибаюсь, их методология также изменилась, и со временем, будет ещё изменяться. Так, все инвесторы мира, всё же обращают внимание именно на их оценку?! Говорить «у нас свой уникальный путь, все работают неправильно, мы не будем обращать на них внимания», по-моему, неправильно.

Одно из двух знаменитых рейтинговых агентств изменило рейтинговые показатели Узбекистана, исходя из вопросов внешнего долга, второе не изменило. Значит, их мнения о нас расходятся. И у нас тоже возникает вопрос: «Почему они не изменили, а вы изменили?!».

Это – рабочий процесс. Мы давно работаем с их экспертами, экономистами. В любом случае, у нас не возникло сомнений в том, что они не понимают нашу экономику. От работы с международными финансовыми организациями и рейтинговыми агентствами нам больше пользы, чем вреда.

Более 25 лет мы не работали с ними, не подпускали их к Узбекистану. Мы сделали этот шаг, прекрасно понимая, что процесс работы с ними труден и возникнут сомнения в рейтинге, что, когда рейтинг понизится, мы будем недовольны. От этого всего, безусловно, будет польза. Поэтому я считаю, что не учитывать их оценку будет неправильно.

Одилжон Исоков,
заместитель министра финансов:

Одилжон Исоков

- Абдулла ака, вы спросили, как используются внешний долг государства. Министерство финансов до сего момента трижды разработало отчёты с комментариями о состоянии и динамике внешнего долга государства. Мы опубликовали сведения по первому кварталу 2020 года, до этого – сведения по итогам 2019 года, а перед этим – сведения по третьему кварталу 2019 года. Далее мы ежеквартально будем обнародовать такие отчёты.

В приложениях к этим отчётам есть краткая информация о гарантиях, предоставленных для получения внешнего долга и подписанных сделках внешнего долга с 2017 года. Вы можете ознакомиться с ними и найти там ответы на свои вопросы.

Напоминаем, что «Клуб дискуссий» был создан экономическим блоком правительства в качестве новой платформы для обмена мнениями по различным вопросам, для информирования общественности о будущих планах. 13 июня состоялась первая встреча клуба.

В первом обсуждении клуба участвовали министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров, министр финансов Тимур Ишметов, председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов, депутаты, эксперты, представители международных финансовых организаций и рейтинговых агентств.

Top