13:49 / 18.07.2020
2553
«Исторически осмотрительное управление»: вице-президент АБР об устойчивости экономики Узбекистана 

Вице-президент Азиатского банка развития (АБР) Шиксин Чен рассказал о содействии Узбекистану в борьбе с последствиями пандемии коронавируса. Он считает, что страна продолжит продвигать прогресс, достигнутый в структурных реформах несмотря на пандемию.

Фото: Министерство финансов

– АБР утвердил программу на 500 млн долларов для Узбекистана. Не могли бы вы рассказать о пакете мер Азиатского банка развития по реагированию на пандемию COVID-19?

– 13 апреля АБР утвердил пакет содействия в размере 20 млрд долларов в качестве мер по реагированию на пандемию COVID-19. Эта программа поможет развивающимся странам-членам справиться с пандемией COVID-19 и смягчить ее социально-экономические последствия.

В рамках данного пакета содействия, несколько дней назад АБР одобрил заем в размере 500 млн долларов для Узбекистана, что продемонстрировало твердое намерение АБР тесно сотрудничать со страной в борьбе с пандемией.

– Расскажите об основных направлениях данного содействия Узбекистану.

– Основная цель заключается в предоставлении правительству Узбекистана бюджетной поддержки для своевременного и эффективного смягчения неблагоприятных медицинских, экономических и социальных последствий пандемии COVID-19. Эта программа поможет Правительству Узбекистана финансировать антикризисные меры по укреплению потенциала системы здравоохранения, стабилизации бизнеса для обеспечения минимальных потерь рабочих мест и расширению существующей системы социальной защиты для поддержки семей с низкими доходами и уязвимых групп населения.

– Могли бы Вы рассказать нам больше о том, как содействие АБР поддержит сектор здравоохранения?

– Одним из важных компонентов содействия АБР является поддержка правительственного плана ответных мер в области здравоохранения для повышения её потенциала в Узбекистане. Содействие АБР поможет правительству подготовить дополнительные больницы, диагностические лаборатории и карантинные помещения для борьбы с COVID-19. Также, предусмотрена поддержка по приобретению предметов медицинского назначения, таких как аппараты искусственной вентиляции лёгких, наборы для тестирования и средства индивидуальной защиты соответствующего размера, включая индивидуальные наборы для медицинских работников женского пола. План правительства также включает в себя надбавки к заработной плате работников здравоохранения в виде дополнительной оплаты за работу в опасных условиях и с пострадавшими от COVID-19.

– Сфера социальной защиты претерпевает серьезные трудности, могли бы Вы уточнить, как АБР будет поддерживать усилия правительства по решению этого вопроса.

– Социальная защита является сложной задачей в процессе реагирования на пандемию. По оценкам Всемирного банка, из-за безработицы, вызванной пандемией, ещё 448 000 человек окажутся в бедности в Узбекистане. Сокращение денежных переводов на 40% в этом году ещё больше увеличит уровень бедности в стране. При этом, риски, связанные со здоровьем, также приводят общины к бедствию.

Содействие АБР поддерживает существующую правительственную систему социальной защиты для семей с низкими доходами и уязвимых групп населения, а также способствует расширению этих мер. Еще около 250 000 дополнительных семей с низкими доходами получают социальную помощь и помощь по уходу за детьми от правительства, причем приоритет отдается матерям одиночкам, разведенным женщинам и вдовам. Общее число семей, которые, как ожидается, получат социальную помощь в 2020 году, составляет 843 000. Это значительный охват в стране с населением в 33,9 миллиона человек. Кроме того, пособия по временной безработице, покрывающие 100% среднемесячной заработной платы, были предоставлены родителям, находящимся на карантине и лицам, ухаживающим за детьми. Кроме того, правительство продолжало выплачивать зарплату 1,04 миллионам школьным учителям, по меньшей мере 70% из которых составляют женщины.

– Как содействие АБР поможет снизить уровень безработицы и обеспечить создание новых рабочих мест в Узбекистане.

– Из-за негативного воздействия пандемии, безработица стала серьезной проблемой в Узбекистане. Прогнозируется, что безработица вырастет до 16,5% в этом году по сравнению с 9,4% в 2019 году. Малые и средние предприятия (МСП), будучи основой растущей и диверсифицированной экономики Узбекистана, в 2019 году обеспечивали 78% формальных и неформальных рабочих мест в стране и 57 % от общей доли производства.

Содействие АБР также поддерживает правительственные фискальные и монетарные меры по стабилизации экономики. К ним относятся снижение налоговой нагрузки, а также отсрочка по уплате налогов и займов для затронутых пандемией МСП; дополнительный капитал для Государственного фонда поддержки предпринимательства для предоставления кредитных гарантий; и небольшие региональные общественные работы по созданию рабочих мест, в первую очередь для членов семей с низкими доходами. Банки также расширили свои кредитные линии для МСП, чтобы помочь пополнить их оборотный капитал.

– Вы упомянули о МСП. Не могли бы вы подробнее рассказать о поддержке АБР частному сектору, включая МСП?

– АБР постоянно поддерживает развитие частного сектора в Узбекистане. АБР стал свидетелем улучшения делового климата в стране. За последнее десятилетие были достигнуты значительные успехи. Рейтинг страны по легкости ведения бизнеса улучшился со 150-й позиции из 183 стран в 2010 году до 69-й из 190 стран в 2020 году. Был отмечен прогресс в упрощении процедур открытия бизнеса, уплате налогов, защите миноритарных инвесторов и исполнении контрактов.

Также, стоит упомянуть об участии АБР в поддержке МСП. Несколько проектов, предоставленных АБР, помогли улучшить доступ МСП к финансам и обеспечили потенциал существующих банков в управлении кредитными рисками и корпоративном управлении. В настоящее время, мы готовим новую программу по укреплению нормативной, институциональной и финансовой экосистемы для МСП.

Ещё одним важным вызовом, стоящим перед частным сектором, является нехватка квалифицированной рабочей силы. АБР работал с правительством по подготовке кадров и развитию их профессиональных навыков. В настоящее время, мы готовим новый проект по укреплению институтов профессионально-технического обучения и в Узбекистане и более тесной связи их учебных программ с требованиями рынка.

– Повлияет ли пандемия на прогресс структурных реформ в Узбекистане? И как АБР будет поддерживать продвижение реформ в стране?

– С 2007 года правительство Узбекистана проводит структурные реформы для преобразования экономики страны, в которой доминируют государственные предприятия, в рыночную экономику, управляемую частным сектором. Правительство поставило амбициозную цель стать к 2030 году страной с уровнем дохода выше среднего. АБР вместе с другими партнерами по развитию поддерживает реформы в области управления государственными финансами, управления государственными предприятиями, особенно в энергетическом секторе, банковского надзора на основе рисков и рыночного финансового посредничества.

Эти реформы улучшили общее макроэкономическое управление и повысили привлекательность Узбекистана для международных инвесторов, о чем свидетельствует повышенный интерес к еврооблигациям страны в 2019 году. Во время пандемии экономика и финансовый сектор Узбекистана сохраняли устойчивость благодаря своему исторически осмотрительному управлению фискальными и долговыми обязательствами. Мы считаем, что Узбекистан продолжит продвигать прогресс, достигнутый в структурных реформах.

Все текущие целевые программы, финансируемые АБР идут по плану. В частности, АБР продолжит свое участие в реформах государственного сектора на предстоящей фазе восстановления экономики. Подготовлена программа развития финансовых рынков, которая направлена на укрепление пенсионного и страхового секторов, а также на улучшение институциональной базы и продуктов для рынков капитала. Это критическая область, которая может помочь стимулировать иностранные инвестиции в страну.

Top