09:13 / 29.07.2020
5719

Новый принцип в судебной системе и другие изменения – беседа с заместителем председателя Верховного суда

На прошлой неделе президент подписал новый указ о деятельности судебной системы. В нём предусмотрены несколько организационно-правовых мер, направленных на совершенствование системы, повышение эффективности правосудия.

По этому поводу мы обратились с рядом вопросов к заместителю председателя Верховного суда Бахтиёру Исокову.

- Как следует понимать принцип «один суд – одна инстанция»?

- Действительно, в указе с 1 января 2021 года установлено внедрение в судебную систему принципа «один суд – одна инстанция» в целях создания удобств для граждан и юридических лиц и предотвращения лишних хлопот, и, в этой связи, осуществление ряда организационно-структурных изменений в судебной системе.

Кроме того, указана система создания эффективной судебной системы путём дальнейшего упрощения стадий рассмотрения дела в судах. В частности:

  • ликвидация института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке;
  • рассмотрение в апелляционном порядке постановлений районных судов в качестве судов первой инстанции областными судами, а постановлений областных судов – судебными коллегиями Верховного суда;
  • рассмотрение в кассационном порядке судебных постановлений, рассмотренных в апелляционном порядке, судебными коллегиями Верховного суда;
  • внедряется порядок рассмотрения в кассационном порядке судебных постановлений, вынесенных по делам, рассмотренным в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда, согласно протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей.

- Намечено также создание системы эффективного административного правосудия с учётом передового иностранного опыта и международных стандартов. Что подразумевается под иностранным опытом и международными стандартами? Какие изменения ожидаются?

- До сегодняшнего дня дела, связанные с административными правонарушениями, рассматривали административные суды. Теперь, настоящим указом дела, связанные с административными правонарушениями, переводятся в суды по уголовным делам.

В областных административных судах и межрайонных административных судах, расположенных в областных центрах, будут рассматриваться только административные дела и споры, исходящие из массовых правовых отношений. При изучении мировой практики мы убедились в том, что административные суды рассматривают споры, исходящие из массовых правовых отношений, жалобы на действия должностных лиц и вынесенные ими решения.

Районные административные суды будут ликвидированы, а их штатные единицы будут переведены районным судам по уголовным делам. Штатные единицы межрайонных административных судов, которые будут созданы в областях, установлены исходя из населения каждой области и объёма рассматриваемых дел.

- В структуре верховного суда будет создан особый Судебный состав по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией. Насколько это оправдает или гарантирует доверие иностранных инвесторов к судебной системе Узбекистана?

- В данный момент осуществляется широкомасштабная работа в целях дальнейшего развития экономики нашей страны. Поэтому особую значимость имеет создание привлекательной инвестиционной среды в республике, привлечение в нашу экономику больших капиталовложений, создание эффективного механизма защиты прав инвесторов.

Согласно порядку, установленному процессуальным законодательством, инвестиционные споры рассматриваются гражданскими, административными и экономическими судами. Это, в свою очередь, затрудняет формирование единой судебной практики при решении инвестиционных споров.

В этих целях указом намечено создание Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией, в структуре Верховного суда. При этом, судебному составу будут предоставлены полномочия решения инвестиционных споров, возникших между государственными ведомствами и физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции на сумму не менее 20 млн долларов США на дату внесения инвестиции, и разногласия по поводу конкуренции.

Касательно этих споров инвестор по желанию сможет обратиться непосредственно в судебный состав или в областные экономические суды. Заслуживает внимания тот факт, что судебный состав в структуре Верховного суда сможет рассматривать дела также в качестве первой инстанции.

Естественно, что иностранные инвесторы, которые собираются вложить капиталы в нашу страну, интересуются уровнем исполнения законов в нашей стране, как решаются экономические споры. Кроме того, таких споров очень много, и нужно рассматривать их качественно. Поэтому установление областных судов и судебных коллегий Верховного суда в качестве первой инстанции подразумевает законную защиту интересов инвесторов.

- Рассмотрение дел в надзорном порядке будет устранено из судебной системы. Напротив, вместо этого намечено повторное рассмотрение в кассационной инстанции. Не вызовет ли такая практика недоверие граждан к стадии рассмотрения дела в кассационном порядке? Или это поможет? Как это будет осуществляться?

- Выше мы уже говорили, что первая инстанция будет рассматривать дела только в качестве первой инстанции. Предыдущие областные суды рассматривали некоторые дела в качестве первой инстанции, а затем рассматривали поступившие жалобы в апелляционной и кассационной инстанции. А теперь так не будет. Вопрос, рассмотренный в районном суде, будет рассматриваться в апелляционной инстанции в областном суде, а заявление, рассмотренное в областном суде в качестве первой инстанции, будет рассмотрено в качестве апелляционной инстанции Судебным составом в структуре Верховного суда.  

Top