12:36 / 05.08.2020
4255

Интервью: не приведёт ли образование в формате онлайн к сокращению штатов преподавателей вузов?

Стало известно, что по причине действующих в Узбекистане карантинных ограничений учебный процесс в вузах также может начаться в онлайн-режиме.

Орифжон Зарифов

Несколько дней назад в социальных сетях были высказаны мнения о том, что в ходе этого процесса может произойти сокращение количества преподавателей вузов.

Кроме того, в последнее время много говорится о пересмотре системы приёма на работу профессорско-преподавательского состава вузов.

Насколько соответствуют правде слухи о сокращении штатов преподавателей или пересмотре этой системы? Мы побеседовали по этому поводу с проректором по учебной работе Ташкентского государственного технического университета Орифжоном Зарифовым.

По словам О.Зарифова, слухи о сокращении штатов преподавателей в вузах совершенно безосновательны.

«Анализ учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений показал, что при осуществлении учебного процесса в дистанционном формате, критерии, установленные для состава нагрузки и её расчёта, практически не отличаются от традиционной формы обучения.

В обоих случаях образовательный процесс будет осуществляться на основании утверждённых учебных планов и типовых программ направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры.

Выпускники обязаны полностью усвоить образовательные программы соответствующих направлений образования и специальностей. Профессорско-преподавательском составу в рамках своих должностных обязанностей следует полностью выполнять все виды занятий (аудиторные и внеаудиторные), установленные образовательной программой.

При осуществлении учебного процесса в дистанционном формате, занятия будут проводиться дистанционно (косвенно) с использованием современных технологий преподавания, основанных на компьютерных технологиях. При этом от профессорско-преподавательского состава требуется высокая квалификация и мобилизация при создании современных учебников и учебных пособий (в том числе, электронной учебной литературы), основанных на компьютерных технологиях, составлении заданий, контрольных вопросов, методического обеспечения для самостоятельной работы в новом формате и в большем объёме (с упором на самостоятельную работу), регулярного и непрерывного предоставления консультаций студентам, организации контрольных работ, проектов, оценивания, работы аттестационной комиссии.

Вместе с тем, для организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями, требуется широкомасштабное осуществление работы по созданию в достаточном количестве мультимедийных программ, обновлению информационно-ресурсных баз и пополнению их необходимыми электронными учебными ресурсами (подготовка, обновление электронных учебных программ и видеоуроков с использованием презентаций и лекционных материалов по предметам (в том числе, по новым предметам), разработка методических пособий по выполнению самостоятельных и практических заданий в электронной форме, создание виртуальных лабораторий).

Я тоже слышал такие разговоры, но они не имеют под собой никакого основания» - сообщил Орифжон Зарифов.

- Есть ли какие-то новые планы по пересмотру системы приёма на работу профессорско-преподавательского состава вузов? Поскольку эту систему часто критикуют за её непрозрачность и неверное функционирование в плане оповещения общественности, как установлено уставом.

- Что касается приёма на работу профессорско-преподавательского состава вузов, публикуются объявления в средствах массовой информации о вакантных местах, и заключении договора с достойным кандидатом на основании конкурса. В сегодняшних условиях карантина ведётся практическая работа по дистанционному проведению конкурсов, объявленных на вакантные места.

На мой взгляд, следует повысить роль советов вузов в принятии точных решений по итогам деятельности за учебный год, будет ли конкретный преподаватель работать в новом учебном году, или не будет, а также в определении выделяемой ему надбавки.

Согласно кредитно-модульной системе, внедряемой с нового учебного года, на один аудиторный час приходится 1,5 часа занятий студентов дома и в библиотеке. Но этот процесс во многом зависит также от ответственности преподавателя. Поскольку предоставление интересных материалов и заданий студентам для эффективного использования внеурочного времени, входит в обязанности преподавателя.

- С этого года при подаче документов в вузы предоставлена возможность выбора пяти направлений. Мне кажется, что в этой системе есть и отдельные аспекты, негативно воздействующие на качество кадров в Узбекистане. К примеру, абитуриент, выбравший основное направление, не смог туда поступить, и будет обучаться на другом направлении, просто, чтобы получить диплом.

Конечно, не везде, но ведь есть такие направления, где комплекс предметов совпадает. К примеру, абитуриент, не поступивший в ТашМИ, поступит на учёбу по совершенно другому направлению – сельскому хозяйству, потому что там проходной балл ниже. Я имею в виду, что абитуриент, готовившийся к совершенно другой сфере, и с совершенно другими интересами, поступит на чуждое ему направление, и потом он будет там работать. Скажите, насколько проанализированы эти аспекты при переходе на новую систему?

- С этого года абитуриентам предоставлена возможность подавать документы ещё по дополнительным четырём направлениям, кроме основного. При этом абитуриенты будут участвовать в конкурсе по направлению образования с одинаковыми комплексом и последовательностью предметов, по которым они будут сдавать тестовые испытания.

В 2020/21 учебном году все направления образования, приведённые в параметрах государственного заказа по приёму на учёбу в вузы, установлены исходя из потребностей кадров во всех сферах Узбекистана. Поэтому каждое направление образования является важным для экономики республики, и не нужно их рассматривать как «хорошее» или «не очень хорошее».

Ташкентскому государственному техническому университету на 2020/21 учебный год выделены квоты приёма по 44 направлениям образования бакалавриата. Большинство направлений образования относятся к технической сфере, они близки друг к другу, и здесь проблемы, затронутой в вашем вопросе, не возникнет.

- В вузах установлено изучение студентами факультативных предметов. Но в текущем году мы увидели, что в числе факультативных предметов очень мало гуманитарных. Почему так сократилось количество гуманитарных предметов в высшем образовании? В целом, ведь студенты сами должны выбирать факультативные предметы.

- В 2020/21 учебном году ожидается переход на кредитно-модульную систему более 35 крупных вузов республики.

Если говорить на примере Ташкентского государственного технического университета, в 2020/21 учебном году, с учётом иностранного опыта, в кредитно-модульной системе, большинство факультативных предметов выделено предметам, связанным с профессией и специальностью.

Если исходить из политики подготовки кадров университета, у нас при подготовке кадров основное внимание уделяется формированию у выпускников практических навыков в инженерно-технической сфере, а в блоке гуманитарных предметов факультативов не выделено.

В том числе, в блоке общих профессиональных предметов из 2910 часов 690 часов (24%) выделено на факультативные предметы, а в блоке предметов по специальности из 1680 часов на факультативы отведено 750 часов (44,6%). Это будет способствовать тому, чтобы студенты сами выбирали предметы в ходе учебного процесса и становились настоящими специалистами в своей сфере.

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.

Top