20:10 / 18.08.2020
5187

Интервью: Дилором Ташмухамедова о вмешательстве государства в институт семьи, об «устаревающих» ценностях и родителях, уклоняющихся от уплаты алиментов

Согласно официальной статистике, в 2011 году в Узбекистане было зафиксировано 18 тысяч 647 разводов. Затем этот показатель повышался из года в год, и составил в 2017 году 31 950, в 2018 году – 32 300, а за 11 месяцев 2019 года – 28 755.

Да, в Узбекистане принят ряд документов, направленных на решение семейных проблем и споров. В этом плане были расширены полномочия хокимията и махаллинских сходов граждан, однако количество разводов не сократилось, а, напротив, цифры безжалостно ползут вверх.

Корреспондент Kun.uz организовал интервью с бывшим руководителем научно-практического исследовательского центра «Оила», в данное время, членом сената Олий Мажлиса Дилором Ташмухамедовой, и получил ответы на ряд вопросов по этой теме.

- У нас можно наблюдать чрезмерное вмешательство государственной власти в институт семьи, и воздействие на него. Созданы и законные основания, оправдывающие это. Такое вмешательство объясняется предупреждением разводов и борьбой с ними. Но, мы видим, что как бы ни усиливалось это воздействие, количество разводов в Узбекистане не сокращается.

Вы почти два года работали руководителем научно-практического исследовательского центра «Оила». У вас есть опыт в этой сфере. Скажите, каковы должны быть правильно организованные взаимоотношения институтов государства и семьи?

- Очень сложный вопрос. Но, давайте поразмыслим глубже. Вы сейчас говорите о самой последней стадии вмешательства государства в институт семьи. На самом деле, каким институтом является семья? Это корень любого общества, самая основная, базовая часть каждого государства.

В нашей конституции имеются отдельные статьи о семье. Кроме того, есть Семейный кодекс - один из основных законов страны. С этой точки зрения, семья чрезвычайно важна для нашего народа. Это древнейшая ценность. В таких ценностях существуют своеобразные преимущества. К примеру, уважение молодыми людьми старших и семьи в целом.

Посмотрите историю других государств. Они все с интересом изучают исламскую цивилизацию.

Нашими предками написано большое количество произведений о совершенстве человека. Там говорится, что человек может достичь совершенства только в семье. В этом смысле почитание семьи является ценностью, укоренившейся в нашем народе.

Сегодня эта ценность во многих государствах мира, к сожалению, сталкивается с кризисом, упадком. В некоторых странах распадается каждая вторая семья. Мы удерживаем семьи именно благодаря нашим ценностям. И сможем их удержать.

Раз семья – это институт, значит, он обязательно вступает в отношения с государством. Таким образом, проблемы семьи находят своё отражение в государственных ведомствах.

В органах ЗАГС есть статистика матерей-одиночек, воспитывающих детей без мужа, молодых людей, подавших на развод. Или проблемы в судебной системе. Для чего нужна статистика таких проблем? Для анализа, чтобы по их результатам определить причины разводов. В результате, государство помогает решать проблемы семей.

Мы говорим, что причиной многих разводов являются разногласия между молодыми людьми. Но что им мешает в этих процессах? Отсутствие жилья, низкие доходы, алкоголизм, наркомания, проблемы со здоровьем одного из супругов.

Если в ходе этих процессов государство сможет помочь молодым семьям и решить их проблемы, то семью можно сохранить. Поэтому, как можно называть это вмешательством в дела семьи?

В 2018 году мы провели одно исследование, согласно которому, разведённые молодые семьи высказали мнение: «если бы старшие помогли нам, мы бы не развелись».

Одна из самых частых проблем разводов – бездетность. Обратите внимание, не бесплодие, а бездетность. Мы пообщались с молодыми людьми, расставшимися по этой причине, и оказалось, что многие из них даже не ходили к врачу. Они жили 3,4,5 лет, потом расходились, потому что не было детей. А если бы они обратились к государству, то проблема бесплодия была бы изучена.

Я не согласна с вашим мнением о том, что количество разводов и сейчас увеличивается. Напротив, мы стараемся сократить разводы, но это очень трудно.

Молодым людям нужны знания в плане семейного образования. К сожалению, проекты, подготовленные правительством по семейному образованию, не внедряются в практику. Они не подписаны правительством. Сейчас этого ждёт наша молодёжь. Когда выйдет данное постановление, мы будем обучать молодых людей науке о семье.

- Вы говорили о ценностях. Согласно этим ценностям, девочку в семье воспитывают так, что она должна жить в терпении, и даже если будут бить – всё равно нужно терпеть. Мы видим, что в результате соблюдения этих ценностей иногда совершаются преступления, смертельные случаи.

Не думаете ли вы, что жизнь показывает, что некоторые ценности на сегодняшний день устарели, и пришло время пересмотреть их?

- Мне кажется, что сейчас ценности смешивают со стереотипами. Действительно, в предыдущей системе махалли, там работали несколько комиссий. Одной из них была комиссия по примирению. Члены этой комиссии, в своё время, собирали представителей и отправляли, к примеру, к семье на грани развода, стыдили, убеждали не разводиться. Эта работа проводилась без изучения проблем молодых людей, без учета их мнения.

Центром научно-практических исследований «Оила» была глубоко изучена деятельность таких комиссий по примирению. Мы пришли к выводу, что нужно обязательно совершенствовать работу этого института.

Нужно предоставить семье возможность самостоятельного решения различных вопросов. Вмешательство извне и давление – это неправильная позиция. Мы изучали основные правила исламской религии и международную практику. Результат изучения удивил. Оказывается, и в исламе, и в международной практике, самый лучший человек, удостоившийся любви Аллаха, - это человек, решивший чью-либо проблему.

С этой точки зрения, и в наших хадисах, и в научных работах говорится о том, что люди, решающие чьи-то проблемы, были во все времена. В результате, мы пришли к твёрдому заключению. Во-первых, нужно пересмотреть деятельность комиссий по примирению в институте махалли.

Во-вторых, в Узбекистане следует создать институт компромисса, медиации.

Что это за институт? То есть – отправить к молодой семье одного опытного, мудрого человека, знающего законодательство и ислам, который будет не упрекать, не стыдить, а просто поможет им решить проблему.

Этот человек должен способствовать решению проблем молодых людей, помочь им найти способ, как выйти из затруднительного положения. Мы приняли решение готовить таких людей и внедрять их в институт махалли. В центре «Семья» мы подготовили нескольких медиаторов. Думаю, что сейчас мы должны поддерживать именно эту позицию.

Я хочу привлечь внимание ответственных лиц министерства поддержки махалли и семьи. Теперь с семьёй нельзя работать по-старому. Старый метод не даст результатов. Примирение семьи не должно происходить под давлением махалли и государства. Мы видели, что в результате насильного примирения, совершаются преступления. У нас есть такие сведения. И мы должны понять, что обычно в мире 1 процент супругов совершенно не подходят друг другу. Это нормальное явление.

И, конечно, если супруги не подходят друг другу физически или морально, не нужно их примирять силой. Значит, они не сошлись характерами, не судьба.

Наши активисты махалли и медиаторы должны дать им возможность спокойно развестись.

Именно такая возможность предусматривается и в священном Коране. Если супруги разводятся, они должны развестись мирно, и остаться друзьями. Они всегда должны поддерживать дружеское общение. Это очень важно для детей.

- В иностранных государствах, если родители строго обращаются со своим ребёнком, приходят правоохранительные органы и принимают меры. При этом в отношении родителей применяется штраф или другие меры воздействия. У нас также институт махалли и другие органы применяют различные меры воздействия к родителям. Как вы считаете, в чём заключаются сходства и различия этих двух систем?

- Различия, конечно, есть. В развитых государствах мира на 100 процентов установлено верховенство закона. С этой точки зрения, большинство государств приняли конвенцию «О правах ребёнка».

В развитых государствах права детей действительно находятся под защитой. Если там нарушаются эти права, то государство сразу применяет меры. В Узбекистане первой принятой конвенцией стала именно конвенция «О правах ребёнка», и этим стоит гордиться.

Конечно, законодательство в этом отношении развивается с 2008 года. В этом плане мы внесли ряд необходимых изменений в законодательство. Согласно этим изменениям, если родители разводятся, то ребёнку предоставляются различные права. Ему предоставляется возможность передачи своего мнения в необходимые инстанции через опекуна или попечителя. Кроме того, у нас есть Омбудсман по правам ребёнка.

В последнее время ведётся работа по усыновлению или удочерению детей, воспитывающихся в домах милосердия, и, в целом, по сокращению таких институциональных органов.

Самое интересное заключается в том, что наш народ издревле любит детей. Но если сравнить с сегодняшней ситуацией, то в развитых государствах мира нет ни одного дома милосердия, а в Узбекистане сюда приводят даже детей, у которых есть родители.

С этой точки зрения, сегодня наш народ должен научиться жить по закону. Родителям нужно повышать своё правовое сознание и, если необходимо, требовать у правительства принятия необходимых мер.

От того, как мы воспитаем сегодня детей, зависит и наше будущее.

Многие исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в полных счастливых и стабильных семьях с устоявшимися ценностями: с родителями, бабушкой, дедушкой - хорошо учатся в школе, растут здоровыми и в будущем могут принести большую пользу обществу. А дети, выросшие в проблемных, неполных семьях с постоянными стрессами, часто не добиваются успеха в жизни.

К сожалению, большинство тех, кто смотрит с недоверием на правительство и государство, преступники, наркоманы, алкоголики, выросли в неполных семьях или без родителей. И в своих семьях, они применяют такую же модель поведения.

Если мы завтра хотим увидеть сильную, сообразительную молодёжь, то сегодня нужно укреплять наши семьи.

В ходе интервью с сенатором Дилором Ташмухамедовой обсуждались также вопросы о факторах семейных разводов в Узбекистане, о важности увеличения экономических проектов для сохранения семьи, и женщинах, оказавшихся в затруднительном положении после развода вследствие несовершенства действующего законодательства.

Полную версию интервью вы можете посмотреть на видео.

Беседовал Ильяс Сафаров

Оператор: Дониёр Ёкубов

 

перевод: Вадим Султанов,

Анастасия Ткачёва

 

Top