Узбекистан | 09:23 / 31.08.2020
3153
8 минут чтения

«Маркетинг успел превратиться в область науки» - беседа с узбекским маркетологом в Финляндии

Очередным собеседником рубрики Kun.uz «Узбеки за рубежом» стал доктор экономических наук Нодир Санакулов.

Нодир Санакулов ведёт научные исследования в области маркетинга. В беседе с корреспондентом Kun.uz он рассказал о своих научных изысканиях, о понятии маркетинга в мире, а также, о значимости бизнеса в науке о маркетинге.

- Нодир ака, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как давно вы уехали из Узбекистана? В каких государствах вы учились, и чем занимаетесь сейчас?

- Я защитил докторскую диссертацию по экономике и администрации бизнеса в Финляндии. Уже несколько лет живу и работаю здесь.

Родом я из Самарканда. Окончил школу, поступил на химический факультет Самаркандского государственного университета. В то время многие молодые люди, интересующиеся наукой, стремились выехать за рубеж. На втором курсе я услышал о возможности обучаться в Индии с получением стипендии. Подал документы на этот конкурс, и выиграл грант. Это было очень удобно: учёба бесплатная, жильё тоже оплачивалось.

В 2003 году начал учёбу в одном из колледжей института Дели. Затем для учёбы в магистратуре я выбрал Южную Корею. У меня был друг из Кореи, поэтому я заинтересовался обучением в этом государстве. В 2008-2010 годах обучался в университете Комбук по направлению маркетинга. Моя последующая деятельность была связана с этим направлением. Окончил учёбу, и устроился на работу в одну из крупных компаний. Проработал полтора года, мне показалось интересным применение своих знаний на практике. Потом я стал планировать учёбу в докторантуре.

Мне нравятся северные страны, поэтому для обучения в докторантуре я стал искать университет в Финляндии. Потом отправил свои работы, написанные в период магистратуры своему будущему научному руководителю, профессору.

Получил учёную степень доктора, участвовал в образовательных проектах Евросоюза, а сейчас преподаю предметы «маркетинг» и «менеджмент».

Воспользовавшись моментом, хочу сказать, что в Финляндии уделяется большое внимание учёбе. При трудоустройстве существует сильная конкуренция. Даже если вы окончили докторантуру, на одно место может приходиться до 25 кандидатов.

- Что изучает наука о маркетинге? Почему маркетинг изучается в качестве науки? В каком состоянии находится эта область науки в Узбекистане?

- Маркетинг – это сфера, изменяющаяся со временем, поскольку каждый профессор или исследователь даёт своё определение маркетингу. Все истолковывают его в зависимости от своего мировоззрения, то есть, по своим понятиям.

Самой авторитетной организацией в сфере маркетинга является Американская ассоциация маркетинга. Эта организация каждые три года публикует новое определение маркетинга, потому что он очень изменчив. Описание маркетинга 20 лет назад может не совпадать с сегодняшним.

Говоря простым языком, без научных терминов, маркетинг – это не только продажа какого-либо товара, продукции, услуг, но и постоянный контакт с людьми, пользующимися услугами и товарами. Если предприниматель считает, что продал товар клиенту, и забыл о нём, то с точки зрения маркетинга это неверно. Производитель должен постоянно контактировать, быть на связи с потребителем.

Сейчас можно поддерживать связь с потребителями посредством социальных сетей или других способов. Для чего это нужно? Мнение пользователей очень важно при производстве новой продукции.

В маркетинге приводятся в пример многие западные государства, страны Америки, Европы, а на Востоке – Япония. В этих государствах маркетинг настолько развит, что превратился в отдельную науку. А у нас это только начинает развиваться.

Маркетинг в чём-то схож с социологией. Мы используем многие правила социологии, потому что в маркетинговых исследованиях мы изучаем мнение людей о продукции и услугах до их приобретения, то, какие чувства пробуждает какая-либо продукция у людей, почему они приобретают именно эту услугу или продукцию, какие изменения в их жизни и работе она повлекла.

В одной из научных работ я попытался найти ответ на вопрос, почему и в каких целях люди используют смартфоны, и изучал это на примере различных государств. Оказалось, что цели меняются в зависимости от общества и людей. К примеру, на западе человек покупает смартфон, потому что он служит повышению продуктивности в повседневной работе или жизни. В Азии немного по-другому, на людей влияет окружение. В большинстве случаев, они покупают последнюю марку смартфонов, но не учитывают их технические характеристики, возможности, лишь бы работал. В обществе высок статус использования телефона. Возникает такое понятие: если люди пользуются смартфоном, значит, и мне надо пользоваться.

Это – всего лишь пример из моего небольшого исследования. Но, как я уже говорил ранее, маркетинг очень сложен и широк, и занимается не только продажей продукции и услуг. Даже политические партии пользуются услугами маркетинга. Это демонстрирует, насколько широк масштаб маркетинговых исследований и области маркетинга.

Что касается Узбекистана, я долгое время не был в стране, и не наблюдал ситуацию, поэтому не могу об этом говорить. Однако, у меня есть небольшие исследования, и на их основании я могу высказать своё мнение. В Узбекистане пока не существует полного и удовлетворительного понятия маркетинга. Под маркетингом понимается только реклама, продажа определённой продукции или услуги.

Отсюда исходит тот факт, что по отношению к другим государствам маркетинг здесь отстаёт. Исследования в области маркетинга являются новыми для Узбекистана.

В небольших фирмах и компаниях обязанности маркетолога в основном выполняет руководитель фирмы. Пусть даже у него нет диплома по этой специальности, он осуществляет эту работу для своей компании. А в крупных корпорациях данная работа ведётся отделами маркетинга, 200-300 человек ведут маркетинговые исследования, о которых я говорил выше.

Кроме того, некоторые компании покупают маркетинговые услуги. К примеру, когда я работал в Южной Корее, крупной и многопрофильной компанией Samsung покупались профессиональные маркетинговые услуги нашей фирмы. Потому что там маркетинг также рассматривается в качестве науки.

Во второй части беседы речь зашла о мировоззрении, характере жителей Финляндии, об их достижениях в системе образования, а также, о принятых мерах во время пандемии.

Беседовал Йигитали Махмудов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме