Ум не в годах, и не в голове: в чём заключается эффект Даннинга-Крюгера?
«Я знаю, что ничего не знаю» - говорил греческий мудрец Сократ. Китайский философ Лао-Цзы утверждал: «Знающий человек не говорит, а говорящий человек не знает».
Обычно неопытные люди склонны давать завышенную оценку своим способностям, тогда как для опытных людей свойственно недооценивать свои возможности. В психологии это называется эффектом Даннинга-Крюгера.
Данный факт был научно обоснован в 1999 году американскими психологами Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Согласно эффекту Даннинга-Крюгера, неопытные люди делают ошибочные выводы и принимают неверные решения. Они не понимают, что их безуспешность является результатом неправильных решений и неопытности, и верят в свои недостаточные способности.
Тогда как люди, действительно обладающие высоким опытом, наряду с адекватным оцениванием своих способностей, склонны к некоторым сомнениям в своём мастерстве. Они считают, что если другие добросовестно научатся выполняемой ими работе, то смогут легко с ней справиться.
Неопытность и одновременно неразумность происходит из-за незнания основ той или иной сферы. Простой пример. Нам известно, что для игры в настольный теннис нужно бить по шарику. Но мы не знаем, каким образом, в какой позиции, когда, как это делается – наша неопытность мешает нам в игре. Поэтому люди, неопытные в теннисе, ни разу не игравшие в него, думают, что это очень простая игра, и если хорошо позаниматься, то они вполне смогут с ней справиться и даже побеждать.
В других сферах, таких, как наука, образование, культура, техника, коммуникации, отсутствие необходимых знаний и навыков приводит к неудачам как в мыслях в этом направлении, так и в определённой деятельности.
Согласно эффекту Даннинга-Крюгера, доказано, что люди, не имеющие опыта в определённой сфере, склонны к следующему:
1) переоценивают свои способности;
2) не могут правильно оценить высокие способности других;
3) не осознают свою неопытность и отсутствие знаний;
4) после прохождения профессиональной учёбы или тренинга, понимают свою прежнюю неопытность.
То есть, люди, взявшиеся за дело, в котором они не смыслят по причине неопытности, или высказывающие мнение о сфере, в которой не разбираются, оказываются «не в своей тарелке».
Дабы не попасть в такую ситуацию, рекомендуется делать следующее:
Больше читайте, учитесь, и тренируйтесь. Это поможет вам стать опытным человеком в выбранной вами сфере (профессиональным экспертом).
Чаще ставьте свои способности под сомнение. Это поможет вам предотвратить завышенную самооценку и не попасть впросак.
Найдите критерии, помогающие вам логически верно оценивать ваш личный опыт, и на их основе оценивайте свои знания и навыки. Это точно определит необходимый вам уровень, и даст толчок для повышения вашей значимости.
Подводя итог, можно сказать, что «Привыкший спрашивать, становится учёным, стесняющийся спрашивать – враг самому себе». Если вы чего-то не знаете, никогда не делайте вид, что знаете, обязательно спросите и учитесь.
Акобир Абдуллаев, психолог-тренер
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
09:53 / 24.07.2024
В Узбекистане могут запретить деятельность психологов без квалификации
09:26 / 16.06.2021
Параметры приёма в вузы по направлениям психологии будут увеличены на 30 процентов
15:12 / 27.04.2021
Изменился возраст приёма в первый класс. Что скажут на это педагоги, психологи и родители?
15:48 / 26.06.2020