Как можно сократить трагедии на дорогах и уберечь детей от автокатастроф: корейский опыт
Доктор философии (PhD) южнокорейского университета Ёнсеи Шохрух Авазов рассказал о корейском опыте, о том, как было достигнуто резкое сокращение ДТП с участием детей.
Прочитав сообщение, о том, как отец, ребёнок которого погиб в автокатастрофе в начале месяца, самостоятельно обновил линии «зебры» и установил знак пешеходного перехода, невольно возникает вопрос: неужели отношение к безопасности передвижения по городу детей и всего населения в целом, будет таким же и дальше?
Я тоже задумался, почему в других государствах к безопасности относятся очень серьёзно, градостроительная деятельность осуществляется в координации с государственным или местным управлением и научным подходом. Я не имею непосредственного отношения к градостроительной и инженерной деятельности, но посчитал, что инновации в сфере государственных услуг, наблюдаемые в других странах, могут послужить примером для общества, и с этой целью решил написать данную статью.
Укрепление основ законодательства
В Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года утверждается, что каждый ребёнок должен иметь необходимую защиту и заботу для его благополучия. Кроме того, в международном документе указано, что «каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь», и «Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения».
Одним из основных путей обеспечения этого важного принципа является предотвращение гибели детей на дорогах. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2016 год, ежегодно в мире в автокатастрофах погибает 1,35 млн детей. Основной причиной смертности детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет остаются травмы, полученные в ДТП, и автокатастрофы.
Но в определённых странах в этой сфере были проведены масштабные реформы, и достигнуто значительное сокращение смертельных случаев детей в автокатастрофах. Считаю целесообразным привести в пример успех Республики Кореи, где я работаю, поскольку данному государству в течение 1988-2012 годов удалось сократить уровень детской смертности в автокатастрофах на 95 процентов.
В целях сокращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в Корее принимаются различные меры, в частности, улучшение состояния дорог возле школ, обеспечение безопасной перевозки детей в школы на автобусах, качественное обучение детей правилам безопасности дорожного движения, поддержка групп граждан, специализирующихся на безопасности дорожного движения, программы укрепления соответствующей законодательной базы.
В результате реформ законодательства, не только разработаны права детей как пешеходов, но и расширены их права на передвижение. Согласно концепции передвижения пешком, приняты нормативные акты, включающие многие вопросы. В качестве примера можно перечислить «Закон о дорожном движении» (Road Traffic Act), «Закон о специальных работах по устранению дорожно-транспортных происшествий» (Act on Special Cases Concerning the Settlement of Traffic Accidents), «Закон о безопасности дорожного движения» (Traffic Safety Act), «Закон об управлении автотранспортными средствами» (Motor Vehicle Management Act).
Данными законами установлены: необходимость наличия детского сидения в производимых автомобилях, порядок передвижения на скоростных автомагистралях, требования к автобусам для школ и детских садов, и их водителям, механизмы обучения детей и пешеходов безопасности дорожного движения, требования к дорожной инфраструктуре и т.п.
Проект школьных зон
В целях сокращения и предотвращения автокатастроф, правительством в 1995 году была внедрена программа школьной зоны. В 1997 году, когда количество транспортных средств, зарегистрированных в Корее, превысило 10 млн, правоохранительные органы начали использование автоматических камер безопасности дорожного движения для предотвращения столкновений, возникших в результате превышения скорости и т.п.
Согласно этой программе, под «школьной зоной» понимается место для установки и управления средствами безопасности дорожного движения при посещении детьми учебного заведения и возвращении из него. Данная система в Корее направлена на предотвращение дорожно-транспортных происшествий с участием детей путём обеспечения безопасных направлений для детских садов, начальных школ, специальных и частных школ, или детских учреждений, используемых 100 и более детей.
Скорость движения автомобилей и транспортных средств другого типа в школьных зонах установлена не более 30 км/час. В этих целях на определённых частях дороги в радиусе 300 м от основных ворот данных объектов установлены средства и знаки безопасности дорожного движения. В настоящее время во многих крупных и новых городах Кореи корейскими учёными и государственными служащими ведётся работа по дальнейшему совершенствованию системы школьных зон и возведению «Умного города» (Smart City), соответствующего всем требованиям.
Ещё один из важных принципов – это оплата штрафов в двух или трёхкратном размере в случае нарушения водителями правил дорожного движения на территории школьных зон или специальных территорий, где много детей.
Штрафы, установленные в случае нарушения правил дорожного движения в школьных зонах
Важные институты гражданского общества
Говоря о достижениях Кореи по сокращению числа жертв дорожно-транспортных происшествий среди детей, очень важно упомянуть роль и эффективную деятельность институтов гражданского общества. Группы граждан, поставивших перед собой цель обеспечения безопасности дорожного движения (в том числе, организации добровольцев), можно разделить на следующие три категории.
Первая категория – это полиция (или иные государственные организации) или организации гражданского общества, созданные, исходя из школьных требований. В качестве примера таких организаций можно привести Корейское общество зелёных матерей (the Korea Green Mothers Society) и объединение лучших водителей Кореи (the Korea Best Driver Association).
Корейское общество зелёных матерей создано из группы матерей детей, обучающихся в начальной школе, а вторая организация напрямую связана с полицией. Эти общества активно участвуют в мероприятиях, проводимых корейским правительством по дорожной безопасности, и играют важную роль в их организации. К примеру, у Корейского общества зелёных матерей существует почти 5700 филиалов по стране, и имеется 530 тысяч членов. Они непосредственно участвуют в организации таких глобальных мероприятий, как международная олимпиада и Чемпионат мира ФИФА, и вносят свой вклад в обеспечение дорожной безопасности. В качестве стимула они получают от корейского правительства различную помощь и подарки.
Членами объединения лучших водителей Кореи являются в основном водители коммерческого автотранспорта. Они помогают службе полиции предотвратить пробки в часы пик, своевременно продолжить дорожное движение и обеспечить предотвращение несчастных случаев с участием детей.
Во вторую категорию входят гражданские общества, созданные семьями, потерявшими своих детей в результате несчастных случаев, связанных с дорожным автотранспортом. Самыми заметными группами в данной категории являются Корейское объединение безопасности дорожного движения (the Korea Association for Children's Traffic Safety) и Корейский фонд безопасности детей (the Korea Child Safety Foundation). Члены этих организаций стараются обеспечить безопасность дорожного движения детей за счёт собственных средств.
Группами третьей категории являются общества, созданные на основе социальных потребностей, возникающих при решении проблем ДТП с участием детей. Третью категорию составляют такие организации, как Зелёный транспорт (Green Transport), Безопасные дети Кореи (Safe Kids Korea), и Школа безопасности для детей (the Kids Safety School).
Данные группы граждан вносят свои предложения правительству Кореи по реформам, связанным с транспортом, которые необходимо осуществить. Они участвуют в программах по освещению вопросов безопасности дорожного движения детей и оказанию добровольной помощи в устранении дорожно-транспортных происшествий.
Только на примере Кореи можно увидеть, что активность гражданского общества и правительства, а также сотрудничество на основе объединения помогает в поиске оптимального решения одной из важнейших проблем общества и в создании правильной системы управления.
В данной статье мы описали основные свойства безопасности дорожного движения детей в Корее. Можно отметить больше практики в плане модели обеспечения безопасности дорожного движения детей. Надеюсь, что если мы вместе будем совершать в нашей стране подобные небольшие шаги, то внесём большой вклад в обеспечение безопасности наших детей, самых маленьких членов нашего общества.
Шохрух Авазов,
PhD по государственному управлению
южнокорейского университета Ёнсеи
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва