Узбекистан | 09:31 / 13.10.2020
2775
12 минут чтения

«В библиотеках японских университетов яблоку упасть негде» - впечатления исследователя, вернувшегося с учёбы в Токио

В рубрике Kun.uz «Узбеки за рубежом» мы познакомимся на этот раз с Зокиром Рахимовым, обучавшимся в Японии. 37-летний Зокир Рахимов, уроженец Наманганской области, окончил Ташкентский химико-технологический институт. В течение двух лет он обучался в Токийском университете сельского хозяства и технологии, и недавно вернулся в Узбекистан.

Прежде чем поехать в Японию...

- В 2004 году я получил степень бакалавра Ташкентского химико-технологического института. 4 года работал по специальности на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе. В 2010-2018 году работал на должностях главного специалиста инспекции «Давбионазорат» комитета экологии и охраны окружающей среды, директора научно-прикладного центра «Эко-энергия».

В 2017 году участвовал в двух конференциях по своему направлению. Меня очень заинтересовали научные изыскания японского профессора по экологии и охране окружающей среды. Внимание к окружающей среде на пути развития Японии и научные исследования в этом направлении послужили для меня толчком к определению цели.

В то время я твёрдо поставил перед собой цель учиться в Японии, и определил направление своей будущей научной работы. Подал документы на безвозмездную помощь в Японии – программу JDS. Сдал экзамены IELTS и по математике, и поступил на учёбу в Токийский университет сельского хозяйства и технологии по направлению международной экологии и сельского хозяйства.

Впечатления о Японии

- Это было моё первое посещение Японии. Ранее я жил в государствах Европы, и много читал об этой стране. Я открыл здесь для себя много нового. К примеру, люди здесь очень уважительно относятся друг к другу, часто употребляют слова «извините», «спасибо». Меня удивило, что школьники после уроков стоят рядами на остановках перед школой, и садятся в автобус по очереди.

Я наблюдал, что культуру уважения и соблюдения очереди здесь прививают с детства. Но больше всего меня поразило то, что японцы очень доверчивые. Верят во всё, что им говорят. Я понял, что именно эта доверчивость японцев мешает им при посещении иностранных государств.

Развитие и экономический рост зависит от системы образования

- Я поинтересовался, как развиваются государства Япония, Южная Корея, какие факторы выполняют задачу катализатора в прогрессе, и увидел, что любое развитие и экономический рост неразрывно связаны с системой образования, научными исследованиями.

Верно, можно сказать, что мы тоже в курсе актуальности внимания к образованию и науке. Но в Японии выделяется следующий аспект: слова учителей, дающих знания в школе и родителей, воспитывающих в семье, не разнятся.

В Японии ученикам 1-4 классов не ставятся оценки. В этот период основной приоритет отдаётся их воспитанию, культуре. Дети сами моют и убирают свои классы.

Налажена система Community, то есть коллективная работа и обучение этому учащихся. Я далёк от оценивания японской системы образования. Потому что у этой системы есть и свои отрицательные черты. К примеру, у детей подавляется лидерство. Во время принятия решения они не могут взять на себя ответственность.

Большое внимание к окружающей среде и экологии

- В Японии внимание к окружающей среде и экологии находится на высоком уровне. Потому что в 60-е годы, именно накануне периода развития, увеличился выброс заводами вредных веществ в атмосферу и в реки.

Появление болезни «минамата» (синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути) побудило государство пересмотреть политику экологии. С недавнего времени в этой стране не вырубают леса. Они входят в число охраняемых природных территорий. Развит экологический туризм в национальных парках и природных зонах. Люди приезжают сюда по субботам и воскресеньям, и отдыхают на лоне природы.

В Узбекистане тоже много охраняемых природных территорий, национальных парков и экоцентров. Это предусмотрено также нашим законодательством. Но эту систему можно у нас популяризировать. С помощью таких территорий можно будет найти средства на научную работу.

Медицина в Японии очень дорогая, как и во всех развитых государствах. В данной сфере активно функционируют страховые компании. У меня сложилось два разных впечатления по поводу здешней системы здравоохранения. Во-первых, если сравнить с Узбекистаном, в Узбекистане врачи оказывают оперативную помощь, делают процедуры, бесплатно предоставляют некоторые лекарства. В Японии со мной произошёл такой случай. Во время игры в футбол в университете я упал и немного ушиб руку. Обратился к врачу. Он осмотрел мою руку и наклеил спиртовый пластырь. Прошло 3-4 дня, рука немного опухла, стала болеть. Пошёл к врачу и попросил перевязать руку. Несколько раз подчеркнул, что рука болит, и только потом он стал действовать. Похожий случай произошёл и с моим другом. Он 6 месяцев ходил к врачу лечить один зуб. За это время я наблюдал, что зубная боль у него никак не проходила.

Правильное питание – залог долголетия

- Японский народ придаёт большую значимость питанию. Может возникнуть вопрос: почему именно здесь больше всего долгожителей. Дело в том, что в 70-е годы в Японии увеличилось число заболеваний гипертонией, сердечно-сосудистых заболеваний. После исследований было доказано, что это связано с употреблением большого количества соли. Соль стала распределяться государством, и размер её употребления сократился. Это дало свои результаты.

В библиотеках японских университетов яблоку упасть негде

- Для поступления на учёбу в университет ребята сдают письменные работы и тесты по предметам интересующего их направления. В университете отсутствуют бюджетные места. Иногда учёбу оплачивают родители студентов, а некоторые студенты сами зарабатывают после учёбы, трудятся в ресторанах и магазинах.

В Японии для студентов в университете созданы все условия. В библиотеках яблоку упасть негде. Поэтому существует система бронирования мест заранее. Очень популярно находить в интернете статьи и книги, а потом читать их.

Большая значимость придаётся обоснованности тем научных работ, выбранных студентами, и результатам, полученным в ходе исследований. Я тоже собирал информацию по своей научной работе, анализировал, а потом представлял профессору, за которым меня закрепили. Мне было немного трудно, потому что я не был знаком с программой ANOVA и тому подобными специальными программами. С помощью японских друзей я её освоил.

Научился анализировать с помощью программы ANOVA. Хотел бы, чтобы и в наших институтах преподавание велось с использованием этой системы. Потому что каждая защищаемая дипломная работа пишется по результатам анализа, и защищается, опираясь на данные, полученные студентом.

В университете уделяется большое внимание спорту, и для этого имеются все условия. У студентов есть возможность посещать спортивный зал 2-3 раза в неделю, в зависимости от их времени. Кроме того, в университете часто проходят различные конкурсы и выступления. Это даёт возможность подружиться со многими людьми.

За 6 месяцев до окончания учёбы, уточняется, в какой компании или ведомстве будет работать студент. В университет приходят представители различных компаний и организаций, и приглашают студентов на работу. Здесь нет такого, что студент окончит учёбу, а потом не знает, куда ему идти. Он устраивается на работу в компанию, интересную для него в плане внедрения в практику его научной работы.

Ещё один интересный аспект – президент университета, то есть, ректор, избирается в ходе выборов с участием профессоров, работающих в университете, подходящих под определённые критерии, выпустивших магистрантов и докторантов, опубликовавших различные статьи.

С преподавателями заключается договор. Они работают на основе этого документа. Важно: каждые три года сотрудники администрации университета – президент и вице-президенты - увольняются каждые три года, то есть, происходит замена.

Если сравнить с Узбекистаном....

- Во всём есть свои позитивные и негативные стороны. Я радуюсь и горжусь тем, что своеобразие системы преподавания в школах и институтах Узбекистана, широкий жизненный опыт, знания по истории, химии, биологии, географии помогли в чём-то превосходить других студентов.

Мой совет студентам, которые собираются учиться в Японии – прежде чем приехать, нужно подробно изучить культуру, историю этого государства, а самое важное – поставить перед собой конкретную цель. Кроме того, я попросил бы придавать значение соблюдению требований законодательства иностранных государств.

Цель – претворить в жизнь полученные знания

- За два года я почувствовал, насколько важны ценности семьи и узбекской нации, насколько сильна тоска по родине и родителям. Мне кажется, что с развитием прогресса в Японии можно увидеть, что тёплые отношения между родителями, родственниками, и в целом, людьми, уменьшаются. Кроме того, я соскучился по нашим национальным блюдам.

За два года, проведённых в Токийском университете сельского хозяйства и технологии, я многому научился. Считаю, что приобретённый опыт пригодится мне в Узбекистане. Здесь я узнал, на что нужно обращать внимание при реализации международных проектов, в частности, проектов в сфере экологии, окружающей среды. Узнал, какие международные методологии нужно разработать для развития лесов, сохранения биоразнообразия, как работать с организациями, предоставляющими гранты, как подавать туда проекты. Я понял, насколько актуально внедрение планов управления в наших охраняемых природных зонах. Собираюсь применять в Узбекистане полученные знания.

Считаю, что нужно применять опыт не только Японии, но и изучить опыт других развитых в этом отношении государств, проанализировать их опыт, выбрать и внедрить аспекты, подходящие для нас. Поскольку не следует забывать о том, что у нас не совпадает климат, культура, и другие аспекты.

Мне кажется, что в развитии сельского хозяйства нужно усилить внимание к генетике. К примеру, я стал свидетелем, как в японском университете, где я учился, сажали кукурузу, ухаживали за ней, приложили много усилий для получения хорошего урожая, а в результате защитили научные работы. В этом плане большую роль играет генетика. Кроме того, мне удалось увидеть внедрение технологий по экономии воды в проектах, реализуемых в странах Африки.

Беседовала Гулзода Иброхимова

 

перевод: Вадим Султанов,

Анастасия Ткачёва

 

Новости по теме