Общество | 21:21 / 20.10.2020
8585
5 минут чтения

«Нас никто не предупредил о переезде» - воспоминания о трагедии в Джигаристане

Недалеко от города Ангрена Ташкентской области есть кишлак Джигаристан. Должно быть, не все знакомы с историей этого кишлака. Многие наши соотечественники в возрасте помнят о трагических событиях 1991 года. Это было еще до обретения независимости. В мае того года, в результате природно-техногенной катастрофы, часть этого кишлака накрыл оползень. Целые семьи остались под землёй.

У этого ужасного события было много причин. Безответственность «ответственных» лиц, строительные работы, беспечность населения и т.д.

Курал Рахов

Курал Рахов тогда остался в живых, еле смог спасти своих детей, но его родители и брат оказались погребёнными заживо. В беседе с нами он рассказал о подробностях события 29-летней давности.

Побеседовав с этим человеком, побывав на месте события, там, где тогда был когда-то кишлак, мы хоть немного смогли понять и прочувствовать картину события, масштаб и мощность трагедии, роль человеческого фактора.

Сначала приведём официальную версию события:

«В результате сильных ливней и сейсмического воздействия, 4 мая 1991 года, в районе посёлка Джигаристан близ города Ангрена Ташкентской области произошла природная катастрофа – оползень, причинивший материальный ущерб. Пострадали дома, хозяйственные постройки, коммуникации, дороги и другие сооружения. Имеются жертвы.

В Кабинете Министров отметили, что оползень, прозошедший в посёлке Джигаристан, не был случайностью и неожиданностью. Ещё в апреле 1990 года, то есть, за год до события, инженерно-геологическая служба государственного комитета геологии УзССР направила официальные письма в Совет народных депутатов города Ангрена (товарищу Юсупалиеву) о срочном переселении жителей 33 домов в безопасное место.

Кабинет Министров УзССР 5 мая 1990 года поручил Ташкентскому областному исполнительному комитету (товарищу Сайдалиеву) и производственному объединению «Средазуголь» (товарищу Лелеко) срочно рассмотреть этот вопрос и оповестить правительство республики о принятых мерах в 10-дневный срок. Но никаких практических мер не было принято.

Следует отметить, что по неизвестным причинам, руководители исполнительного комитета города Ангрена, поверили предлогу, будто бы жители Джигаристана отказываются переезжать из опасной зоны, и отнеслись к данному вопросу примиренчески, безразлично.

Эти руководители допустили волокиту, неорганизованность в работе, и своевременно не приняли никаких мер по предотвращению этой трагедии» - говорится в постановлении Кабинета Министров Узбекской советской социалистической республики за подписью председателя Ислама Каримова.

Рассказывает Курал Рахов.

«Я жил здесь до 40 лет. Здесь проживали в основном родственники, братья, сёстры, близкие, поэтому посёлок назвали Джигаристаном. 22 апреля 1991 года сюда пригнали бульдозеры и сказали, что будут делать отвал этих земель. Я им сказал: пока не трогайте почву, она влажная, потому что ещё апрель. Но работники ответили: чем быстрее сделаем, тем быстрее получим зарплату, и начали копать бульдозерами.

Я сообщил своему 100-летнему отцу, что нужно переехать, но отец не согласился. К нам не пришёл ни аксакал, ни ещё кто-либо, и не предупредил о переезде. Я обратился в хокимият с просьбой предоставить нам какое-либо жилое помещение. Но они ничего нам не выделили.

4 мая в 6 утра я ушёл на работу. В 6:40 сообщили, что мой дом завалило землёй. Прихожу – всё засыпано землёй. До оползня то место, где мы жили, находилось на глубине 35-30 метров.

Услышав об этом событии, прибыли 400 сотрудников министерства чрезвычайных ситуаций, Худойберганов, Журабеков, Ислам Каримов. Раскопали землю на 10 метров, но ничего не нашли. Потом прибыл Мухаммад Содик, являвшийся в то время муфтием, предложил не беспокоить тех, кто остался под землёй, и сделать здесь кладбище мучеников.

Таким образом, вот уже 29 лет, это место является кладбищем мучеников. Мои родители, младший брат, остались под землёй. Спасли моих детей-близнецов, жену. Старшую дочь откопали с глубины 11 метров. Два моих товарища тоже остались в живых, а их 6-7 детей оказались погребёнными заживо. Слава Богу, моя жена и семеро детей выжили.

Вокруг были 70-80-летние деревья. Ничего не осталось. Здесь также был канал. После оползня он оказался перекрытым на территории 100-200 метров. Потом провели трубу, и еле открыли канал» - рассказывает наш собеседник.

Народ, сделавший вывод из прошлых ошибок, силён и благоразумен. Катастрофы, которые случились, и, к сожалению, случаются, должны стать для нас уроком, чтобы в будущем такого не повторялось. Если же что-то подобное произойдёт, то следует, по возможности, принять меры для уменьшения ущерба и предотвращения трагедии.

Подготовил Бобур Акмалов

Новости по теме