«Корень проблемы – в фискальной политике». Оправдается ли денежно-кредитная политика Центрального Банка?
Центральный банк Узбекистана предоставил подробную информацию о денежно-кредитной политике, разработанной на последующие три года. Регулятор нацелен на действия без отклонения от политики инфляционного таргетирования. Намечено достижение макроэкономической стабильности посредством достижения однозначной инфляции.
Центральный банк, исходя из целей по обеспечению стабильности цен и задач по координации денежно-кредитной политики со стандартами инфляционного таргетирования, достижению показателей инфляции ниже 10 процентов в 2021 году, и 5-процентного таргета в 2023 году, разработал основные направления денежно-кредитной политики, предназначенные на 2021 год и на 2022-2023 годы.
Ни для кого не является секретом тот факт, что 2020 год продолжает наносить как ожидаемые, так и неожиданные удары по экономике стран мира. С учётом уровня такой неопределённости и свойств каналов воздействия, Центральный банк разработал прогнозы макроэкономического развития по 3 альтернативным сценариям: основной, основанный на оперативном экономическом восстановлении (оптимистический), и на усилении внешнеэкономических рисков (рисковый).
Основной сценарий. Согласно этому сценарию, основными условиями являются ожидания постепенного улучшения ситуации, связанной с пандемией, продолжение населением и представителями бизнеса своей деятельности, адаптировавшись к условиям пандемии и после неё. За счёт равномерного восстановления экономики партнёров внешней торговли, внешний спрос достигнет докризисного уровня во втором полугодии 2022 года. Экономическая активность в Узбекистане и валовый спрос приблизятся к докризисным показателям в конце 2021 года.
После восстановления доходов бюджета, в 2023 году прогнозируется снижение бюджетного дефицита (без учёта фонда реконструкции и развития Узбекистана) до 2,5 процентов.
В соответствии с основным сценарием, текущие «относительно жёсткие» условия денежно-кредитной политики сохранятся до 2021 года.
Оптимистический сценарий. Ситуация с пандемией будет улучшаться относительно быстрыми темпами, в будущем не внедрят карантинные меры, создадут противовирусную вакцину и лекарства, которые будут широко распространяться по всему миру со второй половины 2021 года. Прогнозируется, что при этом внешний спрос во второй половине 2021 года достигнет докризисного уровня, а мировая экономика будет восстанавливаться, и цены на золото снизятся.
В условиях данного сценария ожидается приближение внутренней экономической активности и валового спроса к докризисному уровню в середине 2021 года, и достижение экономикой своего потенциала – до конца 2022 года. При этом, в отличии от основного сценария, в сферах транспорта, услуг и туризма также ускорятся темпы роста. Сейчас одним из основных факторов экономического роста является доведение до логического завершения процесса либерализации регулируемых цен в 2022-2023 годах, и прямое привлечение иностранных инвестиций в эти сферы .
Рисковый сценарий. Этот сценарий предусматривает вероятность ухудшения во всём мире ситуации, связанной с пандемией, а также продолжения «глобального закрытия» в 2021-2022 годах. В рискованном сценарии прогнозируется приближение внутренней экономической активности и валового спроса к докризисному уровню только в конце 2022 года, достижение экономикой уровня своего потенциала к концу 2023 года, и формирование бюджетного дефицита в размере 6-7 процентов в условиях сохранения высокого уровня бюджетных расходов.
При данном сценарии факторы спроса понизят давление на инфляцию, а отклонение инфляции с прогнозируемой траектории в сторону понижения создаст условия для незначительного смягчения денежно-кредитных условий.
В условиях трёх сценариев постоянные цели Центрального банка по сохранению инфляции на уровне 5-процентного таргета до конца 2023 года и обеспечению стабильности банковской и платёжной систем – останутся без изменения.
При разработке всех сценариев в долгосрочной перспективе основным условия обеспечения макроэкономической стабильности и достижения высоких темпов экономического роста являются такие факторы, как эффективная реализация составных реформ, ускорение привлечения трансформационных процессов, а также, внутренних и внешних инвестиций.
При основном и оптимистическом сценарии, предлагаемом Центральным банком, утверждается, что сохранятся «относительно жёсткие» условия монетарной политики, то есть, процентные ставки станут более высокими.
Экономист под ником «the_MacroBS» в Twitter считает, что толчком для формирования такой монетарно-фискальной политики станут неэффективные фискальные расходы правительства.
«Поскольку, правительство не станет бороться с частным сектором с ограниченными ресурсами на равных условиях. При осуществлении фискальных расходов предоставляются многие льготы. При достижении цели, установленной монетарной политикой, требуется оценка эффективности использования фискальных расходов, и резкое сокращение неэффективных расходов.
Иначе говоря, если в условиях Узбекистана не вести монетарную политику органично с фискальной политикой, то нельзя будет достичь поставленной цели по инфляции. Если сократить неэффективные расходы бюджета, то можно будет уйти с «относительно жесткой» позиции монетарной политики» - говорит он.
В 2021 году консолидированные бюджетные расходы составят 203,8 млн сумов. В 2020 году общие консолидированные расходы в государственном бюджете составили 162,4 трлн сумов, то есть, в будущем году бюджетные расходы возрастут на 25,5 процентов по отношению к предыдущему периоду.
По словам экономиста Отабека Бакирова, если консолидированный дефицит составит 37,4 трлн сумов, то, с учётом обесценивания сума, это очень большая цифра.
«Я не знаю, насколько способна экономика Узбекистана справиться с такими гигантскими расходами в сегодняшних обстоятельствах реальной рецессии, а официально, застоя. Под влиянием событий, происходящих и могущих произойти, высока вероятность того, что прогнозы рискового сценария макроэкономического развития могут превратиться в основной» - пишет он.
С проектом Центрального банка «Основные направления денежно-кредитной политики, предназначенные на 2021 год и 2022-2023 годы» можно ознакомиться по данной ссылке.
Алишер Рузиохунов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
11:56 / 01.11.2024
«Снижение курса валюты на 1% может повлиять на инфляцию на 0,3-0,4%» - председатель ЦБ
10:17 / 24.10.2024
Доля наличных денег в обращении в Узбекистане снизилась до 20,7% — ЦБ
11:09 / 08.10.2024
Золотовалютные резервы Узбекистана превысили 41 миллиард долларов
19:46 / 19.08.2024