Прогноз погоды на энтузиазме или кого интересует судьба «Узгидромета»?
Услышав о суммах, выделяемых для некоторых сфер, зачастую впадаешь в оторопь. Видя, как какая-нибудь организация, о которой мы и слышим-то раз в год, получает при распределении бюджета миллиарды или триллионы сумов, мы невольно удивляемся. Но существуют и такие организации, где работники получают зарплату в 700 тысяч сумов, а подготовленная ими информация важна для всей страны...
Согласно этим сведениям, дехкане сажают посевы, мама школьницы кладёт в её сумку зонтик, а человек, спешащий покрыть крышу дома до зимы, читает эту информацию по десять раз в день. Даже те, кто устраивают свадьбу, тоже действуют в зависимости от этих данных. Специалистов в этой сфере, живущих вдали от городской жизни, работающих в условиях, которые многим трудно себе представить, можно, не сомневаясь, назвать «героями нашего времени». Да, сегодня мы рассмотрим деятельность гидрометеорологической службы Узбекистана – «Узгидромет».
Зарплата в 700 тысяч сумов...
В ходе подготовки программы мы убедились, что работники «Узгидромета» работают в местностях, куда не ступает нога человека. Людей доставляют туда на вертолёте, продукты питания также перевозит вертолёт. Система сегодня работает с техникой бывшего Советского Союза. Материальное обеспечение также оставляет желать лучшего. Поэтому многие работники перешли в другие сферы. Сообщалось, что средняя зарплата в центральном аппарате «Узгидромета» - 1,2 млн сумов, а в региональных отделениях – 1 млн сумов. В областях и районах – 700 тысяч сумов. В месяц!
Техника «со времен царя Гороха»...
Главным героем нашей передачи стал инженер наблюдательного центра Чимгана, специалист по лавинам Альберт Попов. Нас восхитили его высказывания без обиняков, любовь к своему делу, способность выполнить сложные задачи с помощью простых вещей.
«Это сооружение, возведённое в 1983 году, было самым лучшим в СССР. Нам не было равных по обеспечению, оборудованию. Но с тех далёких 80-х годов капитальный ремонт станции не выполнялся, она находится в плачевном состоянии, материальное снабжение очень плохое. В 2010 году меня назначили руководителем, но не прошло и года, как уволили. Потому что я задавал очень много вопросов, требовал. Тогда не хватало простых термометров воздуха, нам говорили: «Сами купите, мы дадим деньги». Ситуация до сих пор оставляет желать лучшего.
5-6 лет назад приехали турецкие специалисты по оползням. Изначально они хотели набраться у нас опыта. Попросили показать технику. Я показал лопату и лыжи (лыжи мои собственные). Они спросили: «И это всё?» Я ответил: «Да». Они были просто ошеломлены, даже представить себе не могли, что так можно работать. Метеослужбы во всем мире развиваются. Честно говоря, я уже перестал наблюдать за новостями метеослужб мира. Всё равно у нас это никто не делает, зачем смотреть.
Те турки несколько месяцев назад отправили нам разные приборы. К сожалению, их не пропустили через таможню. Мы не то, что не двигаемся вперёд, мы шагаем назад. Оборудование производства 1985 года устарело, вышло из строя. Техника, произведённая в Киеве, была на тот момент лучшей. Мы доставляли её на вершины Чимгана на вертолётах, и получали необходимые результаты. Да если бы у нас была хотя бы техника с тех времён, то можно было бы лучше работать. А мы сейчас всё делаем руками, механически.
Иногда мы вынуждены измерять лавиноопасность «на глаз». Перестали тратить деньги на то, чтобы доставлять наверх технику, определяющую такие данные, потому что это очень дорого. Я поднимаюсь на лыжах на высоту 2 тысячи метров, выкапываю ямку, и внизу также копают. Таким образом, мы определяем плотность, температуру, состояние снега. С грузом за спиной поднимаюсь на вершину горы за 6 часов, без груза – за 4 часа. Это мой рекорд» - рассказывает наш собеседник Альберт Попов.
В ходе передачи мы побывали на гидропостах «Узгидромета». Там тоже вопреки всем сложностям трудятся люди. Дважды в день измеряют такие важные данные, как объём воды, скорость, и направляют на анализ. Группа под руководством Рано Шарафутдиновой анализирует данные. Даже из рук вон плохое материальное обеспечение не ощущается по действиям людей. Все работают, как часы, все заняты своим делом, передают людям важную информацию.
В качестве послесловия, хотелось бы немного порассуждать. Как мы уже говорили, простых людей, работающих в «Узгидромет», действительно, можно назвать героями нашего времени. Мы видим многие материально обеспеченные, но отстающие сферы, но эта, казалось бы, простая, но очень значимая организация, выполняет свою работу исходя из своих возможностей. В ходе беседы со всеми нашими героями у нас появилось желание – чтобы они работали в достойных условиях, получали хорошую зарплату.
Кстати, какая завтра погода?
Беседовал Бобур Акмалов,
оператор – Мухаммаджон Ганиев
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва