Узбекистан | 14:23 / 07.11.2020
2570
6 минут чтения

«Ребёнку не нужно твердить про духовность, её нужно воспитывать в нём» - беседа с заместителем министра народного образования

2020/2021 учебный год в школах значительно отличается от предыдущих – он начался в гибридной форме. Накануне праздника Дня учителя президент выступил с поздравительной речью и обращением и выдвинул важные предложения.

Мы побеседовали с заместителем министра народного образования Дилшодом Кенжаевым о вопросах деятельности школ.

- Президент подчеркнул неудовлетворительный результат деятельности заведующих отделами народного образования. Какие имеются недостатки?

- Президент в своей речи отметил, что у заведующих отделами народного образования отсутствуют необходимые полномочия. Даже увольнение директоров школ не входит в их компетенцию. В отделах народного образования нет фондов для поощрения образцовых директоров.

Конечно, учитывая, что имеется более 200 районов и городов, сложно сказать, что везде заведующие отделами народного образования работают хорошо. Вместе с тем, у них тоже имеются свои проблемы: помимо вышеизложенных, у некоторых даже нет своего здания. Поэтому наш президент выдвинул предложение о том, чтобы заведующие отделами народного образования районов, городов, областей одновременно работали советниками хокима по вопросам просвещения.

Если заведующий отделом народного образования сможет попасть к хокиму и рассказать о своих проблемах, то можно будет решить многие вопросы на месте. К примеру, если нужно отремонтировать какую-либо школу, провести воду, или возникнут проблемы с отоплением, то, с точки зрения местного бюджета, заведующий отделом народного образования получит возможность обращаться к хокиму не через его заместителя, а напрямую.

- Я хочу задать общий вопрос: каковы достоинства и недостатки у онлайн-образования?

Дилшод Кенжаев

- У онлайн-образования имеется много положительных аспектов. Однако, следует упомянуть и его негативные стороны. Если говорить о положительных аспектах, то, в первую очередь, наши ученики в условиях пандемии не останутся без знаний. Во-вторых, современные информационные технологии попадают в каждую семью. В-третьих, учащиеся из самых отдалённых регионов получают знания у отобранных квалифицированных учителей на онлайн-уроках. Значит, независимо от уровня учителя в своих школах, 6,2 млн учеников в ходе онлайн-образования получили возможность учиться у самых опытных и лучших учителей.

В-четвёртых, сами учителя, посмотрев онлайн-уроки, знакомятся с методиками проведения занятий своих коллег.

Кроме того, в ходе онлайн-уроков ученик в любое время может повторно просмотреть эти уроки: они транслируются в эфире повторно, мы загружаем видео уроков на каналы в социальных сетях.

Что касается недостатков онлайн-образования, в первую очередь, потерян контакт между учеником и учителем. Если учитель на уроке задаёт вопрос, то десятки учеников могут поднять руку, чтобы на него ответить. А во время онлайн-занятий реальное общение значительно сокращено.

Во-вторых, школа – это учреждение, не только дающее знания, но и способствующее социализации детей. Посещая школу, ученик адаптируется в обществе, он общается там с друзьями, тогда как при онлайн-образовании ребёнок общается практически только со своими родителями.

В ходе образования в гибридном формате, продолжающегося сейчас, за счёт желающих продолжать онлайн-обучение, количество учеников, посещающих школу, значительно сократилось. Это очень удобно для учителя, ведь нелегко оценить на одном уроке сразу 30 ребят. Теперь у учителей есть больше возможностей для индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Сейчас обязанностей у учителей прибавилось – некоторые ученики получают онлайн-образование, а остальные посещают школу. Очень сложно контролировать их всех одновременно.

- Какая работа ведётся министерством по обеспечению охвата онлайн-образованием учащихся в отдалённых регионах?

- Верно, нельзя сказать, что везде качество интернета на должном уровне. Решение этого вопроса не входит в наши полномочия, но нам интересно, как дети получают образование.

Как можно проконтролировать получение онлайн-образования ребёнком, проживающим в месте, где недоступен Интернет? Учитель поддерживает связь с родителями ребёнка, и, таким образом, контролирует его образование, или он может прийти к нему домой.

В ходе нашего изучения стало ясно, что большинство учащихся, у которых нет условий для онлайн-обучения, посещают школы.

- В последнее время в сознании молодёжи сформировалось негативное восприятие понятия «духовность». Учтён ли этот фактор в программе нового предмета «Воспитание»?

- Всем хорошо известно, что в школьной системе в течение многих лет учителя «не вылезали» с полей, поэтому, само собой, снизились показатели не только по предметам «Этика», «История», но и по всем остальным предметам.

Возникают вопросы: а нужна ли вообще духовность? Духовность нужна. Ученик может быть отличником, но, если он будет бездуховным, то он никогда не принесёт пользы государству. Ребёнку не нужно твердить каждый раз про духовность, нужно воспитывать в нём эту духовность. Каким образом? С помощью учебника «Воспитание» необходимо простым языком объяснить ребёнку, для чего необходимо здороваться, почему по утрам нужно умываться, о том, что нужно уважать родителей, учителей, получать образование.

Учебник по предмету «Воспитание» кардинальным образом отличается от учебников по предметам «Этика», «Чувство родины». В новом учебнике мы обратили больше внимание на выражение учащимися собственного мнения. Там нет правил, которые нужно заучивать.

Беседовала Мухаббат Мамирова,
оператор – Асад Алланазаров

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме