13:32 / 02.12.2020
2848
Результатами национальной премии «Ustoz-2020» многие оказались недовольны. Комментарий МНО и организаторов конкурса

Ряд учителей обратились в социальных сетях к президенту по поводу недовольства предварительными результатами конкурса #Ustoz2020, объявленного Министерством народного образования. Учителя, связавшиеся с Kun.uz по интернету, также сомневаются в объективности проведения конкурса.

Главе государства было направлено письмо следующего содержания:

«Уважаемый Шавкат Миромонович. К вам обращается ряд педагогов системы народного образования. Мы, доверив реформам в системе образования, участвовали в конкурсе #Ustoz2020, объявленном Министерством народного образования, но мы очень недовольны результатами первого тура. Согласно условиям конкурса, нужно было оценивать креативность и изобретательность учителя по двухминутному видеоролику. Однако, заявления, поданные на конкурс, были приняты в виде сочинений, и видеоролики оценивали только по сочинениям. А в положении на сочинение не делался большой упор. С большой вероятностью, наши заявления и видеоролики не рассматривались.

Нам неясно, по каким критериям отбирали учителей на авторитетный конкурс Global Teacher Prize? Неужели, рискуя авторитетом страны, международным наблюдателям предоставят видеоролики без какой-либо идеи? Учителя, создавшие достойные новшества в образовании, трудившиеся в течение многих лет, приспособившись к ограниченным возможностям, - не были оценены по достоинству.

Уважаемый Шавкат Миромонович! Почему у нас в образовании, как и во всех сферах, усилился механизм работы «спустя рукава»? В развитых государствах, каждому процессу уделяется достаточное внимание, каждое событие анализируется как научная работа, вот поэтому, на наш взгляд, они и развиваются. Мы недовольны не поражением в конкурсе, а несправедливостью системы. Мы готовы признать наличие более сильных и знающих кадров, но разве можно так поверхностно относиться к авторитетному международному конкурсу? Как комиссия в составе 9 членов может проанализировать за короткий срок 12 тысяч 495 участников? Мы считаем, что оценить 24 тысячи 990 эссе и 12 тысяч 495 роликов за 10 дней – это немыслимая работа для 9 человек. Мы просим проверить и принять законные меры по поводу недовольства аттестацией, различных слухов о случаях коррупции, продвижения знакомых, чего мы не можем доказать, но ведь они распространяются не просто так. Мы против того, чтобы принятие решений руководителями, исходя из их мировоззрения, парализовало систему! Мы прекрасно понимаем, что организаторы будут давать различные опровержения, и задействуют все возможности, чтобы оправдать себя, но, хотим сказать, что мы, многие учителя, теперь больше не будем участвовать ни в каких национальных конкурсах, у нас не осталось к ним доверия.

Шавкат Миромонович! Мы желаем, чтобы вы лично рассмотрели наше обращение и приняли справедливое решение, с учётом того, что система народного образования является главным фактором, определяющим настоящее и будущее» - говорилось в обращении.

Корреспондент Kun.uz связался по этому вопросу с руководителем пресс-службы Министерства народного образования Лайло Рустамовой и получил следующий комментарий:

- В текущем году Государственный орган впервые не участвует в отборе лучших учителей. Ранее у участников конкурса могли возникать претензии по поводу фактов коррупции, кумовства. В этом году, впервые в истории Узбекистана, мы передали отбор лучших учителей самим учителям, то есть, негосударственной некоммерческой организации «Ассоциация учителей». Они самостоятельно провели конкурс и отобрали лучших. Государственные органы не могут вмешиваться в деятельность негосударственной организации.

Руководитель негосударственной некоммерческой организации «Ассоциация учителей» Наргиза Кучкарова высказала следующее мнение по данному вопросу:

- Действительно, такой конкурс впервые проводится без вмешательства государственной организации, то есть, с участием нашей ассоциации. В этом процессе участвуем не только мы, но и наши международные партнёры. Естественно, что в каждом широкомасштабном конкурсе с большим количеством участников бывает очень много недовольных. Мы готовы к открытому диалогу по данному вопросу.

Около 13 тысяч учителей изъявили желание участвовать в конкурсе. Выбор победителей был нелёгким для коллегии судей. Поскольку, каждый зарегистрировавшийся учитель достоин победы. Но основным условием каждого конкурса является отбор самых сильных.

На основе опыта международных авторитетных конкурсов, на первой стадии был проведён технический отбор участников. Сначала отсеяли участников, подавших более одного заявления, что противоречит условиям конкурса, затем, были отсеяны заявления участников, неполностью ответивших на вопросы анкеты, не использовавших конкретных примеров, ответивших одинаково на два вопроса, подавшим заявление, не соответствующее требованиям номинации, загрузивших в видео онлайн-урок или презентацию. К сожалению, таких заявлений было большинство.

Затем 2289 заявлений, прошедших технический отбор, были предоставлены судьям и оценены. 250 заявлений, получивших высший балл, снова были проверены, и среди них отобрали 150 участников для второго этапа. Судьи не видели имена и фамилии ни одного участника, ответы на анкеты были переданы судьям в зашифрованном виде, с ID, а видео были предоставлены отдельно.

Соответствие установленным требованиям оценивания участников судьями на всех этапах конкурса будет проверено международным аудитором, и заключение будет предоставлено в Varkey Foundation. Кроме того, важный аспект заключается в том, что все участники конкурса и даже не участвовавшие учителя смогут присутствовать при награждении Global Teacher Prize.

Победители оценивались на основе следующих критериев (они указаны также в условиях конкурса):

  • Эффективность и результативность деятельности, достижения учителей в образовании;
  • Личные качества (педагогическое чувство, креативность, импровизация, организованность, культура общения);
  • Наличие достижений в виде примеров, демонстрирующих профессиональное и организационное мастерство во внешкольной деятельности;
  • Вклад в будущее системы образования и пропаганда профессии учителя;
  • Работа со слабо успевающими и одарёнными учениками;
  • Применение инновационных методов в преподавании.

Могу с уверенностью сказать, что мы привлекли в коллегию судей специалистов с международным опытом, успешно участвовавших в авторитетных международных конкурсах, знающих свою работу, а главное, честных. Ассоциация и министерство не вмешивались в работу судей. Судьи рассматривали каждую работу справедливо, с соблюдением всех критериев.

Комил Жалилов, член коллегии судей, стипендиат международных программ Chevening и Fullbright:

- Следует отметить, что судьи проверяли все работы на основе опубликованных на сайте критериев. В процессе оценивания прежде всего следовало провести апробацию критериев и дескрипторов. Затем все судьи провели процесс «benchmarking» для единой трактовки этих критериев и дескрипторов. Процессы апробации и «benchmarking» проводились с соблюдением всех норм законодательства. Один момент: судьям предоставили только работы, отвечающие техническим требованиям. Проверка соответствия конкурсных работ техническим требованиям – это нормальный процесс, и все конкурсы, о которых я знаю, осуществляются именно таким образом.

Что касается работ, представленных на конкурс, могу сказать, что наряду с сильными работами были также работы, состоящие из отвлечённых, общих фраз, без конкретных примеров. Необходимо большое умение и мастерство, чтобы суметь показать свои достижения и инновационные подходы в образовании при ограниченном объёме слов. Зачастую учителя начинали вводную часть «издалека», с разными цитатами, а потом не могли вместить конкретные примеры о своей деятельности.

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва 

Top