20:51 / 04.12.2020
3438

Ветер перемен в АИМК: как агентство влияет на свободу слова и независимую прессу?

Агентство печати и информации Узбекистана было ликвидировано, организация была исключена из правительственной структуры и воссоздана при Администрации Президента, дабы возглавить освещение реформ в обновляющемся Узбекистане.

Асаджон Ходжаев и Комил Алламжонов

После назначения Комила Алламжонова директором АИМК, сформировался прекрасный, сплочённый коллектив. Тандем Алламжонов-Мирзиёева усилил внимание к журналистам и блогерам, к выдвигаемым ими инициативам и поднимаемым проблемам. Прессу стали поддерживать. Представители частных СМИ даже стали участвовать в местных и иностранных визитах президента.

Проблемы беспорядочных сносов на местах, принудительного внедрения школьной формы, ношения женских платков и тому подобных инцидентов, тревоживших народ, всколыхнувших СМИ и социальные сети – были переданы главе государства. Чаяния народа были услышаны. На проблемы отреагировали.

И тогда тоже было много противников свободы слова. Заблокировали социальную сеть Facebook. Но и эта препятствие была устранено.

В целом, АИМК не отставало от современных трендов. Вспомните, как бывший директор агентства присоединился к челленджу «Успеть выполнить за 2 минуты все дела за год».

Ещё одно благое дело АИМК – создание пресс-служб во всех министерствах, ведомствах и государственных организациях. Главы пресс-служб были приравнены к заместителям руководителей организации, им повысили зарплату, обновили материально-техническую базу. Стали оценивать их деятельность на основе рейтинга.

Начали организовывать различные семинары, пресс-конференции и встречи для журналистов и блогеров. В Узбекистане и других государствах мира были проведены конференции, посвящённые свободе слова.

Само собой, мы постепенно стали подниматься в авторитетных рейтингах мира по свободе слова. Это признание свидетельствовало об эффективности реализуемой работы.

Комил Алламжонов и Саида Мирзиёева 29 января 2020 года покинули АИМК. Сейчас они управляют общественным фондом поддержки и развития национальных масс-медиа. В период коронавирусной пандемии команда Алламжонова снова появилась в медиапространстве с новыми проектами и информационной поддержкой.

Асаджон Ходжаев был назначен директором АИМК не так давно. О его назначении объявили 29 июля. До этого агентство временно возглавлял Дилшод Саиджонов.

Совсем недавно Ходжаев прославился отправкой угрожающих писем-предупреждений в редакции интернет-изданий. Редакции выступили с негативными комментариями по поводу этих писем, событие попало в мировые средства массовой информации, а представители дипломатических миссий в стране открыто заявили, что не поддерживают подобные действия.

После этих писем-предупреждений не осталось и следа от позитивного имиджа АИМК, а все их благие дела оказались напрочь перечёркнутыми. Многие разочаровались, работники СМИ начали вспоминать старый Узбекистан и бывшее агентство печати и информации.

Можно предположить, что резонансное событие с письмами-предупреждениями не может не повлиять на нашу позицию в международных рейтингах свободы слова.

Беседа за круглым столом на тему свободы слова, состоявшаяся чуть позже того события, будто была организована в ответ на резонанс от письма АИМК.

Асаджон Ходжаев, выступивший в ходе мероприятия, не дал никаких разъяснений по поводу спровоцированной им ситуации – писем-предупреждений, разосланных в редакции, даже не упомянул о них.

Многие журналисты так и не смогли получить ответа на свои затаенные вопросы.

А ведь причиной появления статей, повлёкших за собой письма-предупреждения АИМК, стали, в том числе и сотрудники системы АИМК: пресс-службы стали воздерживаться от сотрудничества с журналистами. Они перестали делиться информацией, начали скрывать её, уходить от диалога с прессой.

Далеко ходить не надо. Пресс-служба хокимията Джизакской области опубликовала на своём сайте опровержение под заголовком: «Сайт Kun.uz препятствует законной деятельности строительной фирмы». Пресс-служба хокимията Ургутского района в своём комментарии к критической статье умудрилась назвать СМИ, имеющее государственную регистрацию, «социальной сетью Kun.uz».

Члены редакции объективно анализировали ситуацию на основе открытой информации. Статьи называют необъективными, хотя журналистам в ходе расследования никаких данных не предоставили, зато после публикации статьи – раздули шумиху.

Журналисты не пишут критических статей из-за неприязни к конкретным руководителям, или, с целью вызвать недовольство у людей. Просто, на суд читателей выносится правда, дабы усилить контроль общественности, сделать выводы из случившегося. Эти статьи взывают к совести ответственных руководителей, требуют действий, вовсе не выходящих за черту, установленную законодательством, главой государства и правительством.

Но некоторые руководители, которых коробит от критики и открытости, воспринимают редакции и журналистов как личных врагов. Это поражает и одновременно тревожит.

Маскировка проблем вместо их решения, наказание и угроза тем, кто их поднял, конечно, даст противоположный эффект, и следует это уяснить.

Проблему можно сравнить с нарывом. Журналист сообщает о том, что нарыв появился, а вот лечить его должны ответственные лица.

Если нарыв не лечить, то он начнёт гноиться.

Поэтому бесполезно наказывать и закрывать рот тем, кто увидел этот нарыв и сообщил о нём. Хорошо бы руководителям, действующим по принципу «не выносить сор из избы», понять эту простую истину.

Очень хотелось бы, чтобы АИМК, как и раньше, встало на сторону журналистов. Потому что нерадивых руководителей, которые нас не любят и оказывают всяческое давление – и без того хватает. Ни один журналист не желает, чтобы в их числе оказалось и Агентство.

В целом, для свободного творчества журналистов нужен не государственный контроль, а сотрудничество с государством, поддержка с его стороны. Пока на редакции не перестанет оказываться давление и град звонков с угрозами.

Шухрат Шокиржонов, журналист Kun.uz

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top