Узбекистан | 11:20 / 24.12.2020
5651
10 минут чтения

Удорожание молочной продукции: ситуация, причины и последствия

Покупатели молока и молочной продукции в последнее время ощутили повышение цен. Наряду с увеличением стоимости, наблюдается и дефицит продукции некоторых ведущих компаний. В небольшие магазины молоко практически не поступает, некоторые крупные сети закупают продукцию на основании заранее заключённых договоров, а некоторые распродают остатки.

Повышение цен на молоко и молочную продукцию подтверждается также изучениями, проведёнными корреспондентами Kun.uz по всей республике. Согласно данным на 20 декабря, в Ургенче и Джизаке молоко стоит 4 тысячи сумов, по республике – в среднем 5-6 тысяч сумов, а в некоторых регионах цена взлетела до 8 тысяч сумов.

Это – стоимость сырого молока, то есть, не расфасованного, не пастеризованного, а зачастую, и с уже снятыми сливками. А что касается упакованной продукции, то на неё не только выросли цены, но и наблюдается резкий дефицит.

В целях изучения причин данной ситуации, мы побеседовали как с крупными, так и с небольшими представителями животноводства, упаковщиками готовой продукции и продавцами.

Выяснилось, что формирование стоимости молока почти одинаково с формированием стоимости мяса, которое изучалось уже не раз. То есть, большинство поставщиков сырья повторяли одно и то же – корм, сено для коров дорожают. Отсутствие необходимого пространства, нехватка пищевой базы негативно воздействует на объём сырья.

Санжар Мухаммеджанов, управляющий ООО «Мехнат Агрофирмаси»

- У нас имеется 970 голов крупного рогатого скота, 2,5 тысяч овец. Ежедневно мы сдаём в среднем 4700 литров молока. Обычно зимой и летом мы поддерживаем одинаковую цену на молоко, то есть, работаем по годовому договору. Поскольку зимой потребление молока увеличивается, а летом – наоборот, спрос на молоко сокращается, и мы сдаём молоко производителям продукции с более долгим сроком хранения.

Что касается повышения цен на молоко, на то есть конкретные причины. Эти причины издревле препятствуют развитию животноводства. По нормативам на одну голову крупного рогатого скота следует выделить 0,45-1 гектар поливной земли. А у нас, при наличии стольких голов скота, имеется всего 143 гектара земли. Поэтому мы вынуждены дополнительно закупать корм, и это не может не повлиять на себестоимость продукции.

Существует и праздничный фактор. То есть, накануне нового года спрос на молоко резко увеличивается. Мы работаем по договору, равномерно, но те, кто выращивает скот в частных хозяйствах, повышают цену в зависимости от спроса.

Хусниддин Мамасиддиков, менеджер по сырью и внешней торговле ООО «Evro Ekfin» (торговый знак Rash-Milk):

- Причина удорожания молочной продукции заключается, в основном, в себестоимости сырья. Сырое молоко на мировом рынке недорогое, потому что в развитых государствах безукоризненно развито животноводство. То есть, продуктивность молока крупного рогатого скота считается высокой по отношению к земельной площади.

В течение прошлых лет не было специалистов, ветеринарные услуги оставляли желать лучшего, и это сильно повлияло на дефицит сырья. Теперь глава государства постепенно воплощает в жизнь кластеризацию животноводства, улучшение породы крупного рогатого скота, поставки породистых коров из зарубежных государств и их локализацию. Это, несомненно, повысит продуктивность количества молока, а вместе с тем, улучшится качество и вырастет объём сырья.

Этот год был очень сложным годом для каждой сферы. Из-за пандемии деятельность многих мелких производителей и продавцов молока приостановилась. Они не смогли выдержать конкуренцию ввиду поступления контрабандной молочной продукции. Если строго контролировать подобные случаи, объём молочной продукции местных производителей увеличится.

Начальник отдела маркетинга торгового знака Musaffo Малик Рузибоев:

- Дефицит молочной продукции связан со многими факторами. В период пандемии люди опасались покупать неупакованное молоко «с рук», и «молочники» перестали ходить по улицам. Естественно, спрос на упакованное молоко резко увеличился.

В целом, возросло и потребление молока, люди стали больше придерживаться здорового питания, и начали придавать большую значимость этому продукту. Также, присутствует и сезонный фактор.

- Не могли бы вы выразить в цифрах воздействие этого процесса на вашу деятельность и повышение цен?

- Наш объём производства увеличился в два раза. Мы повысили стоимость продукции в среднем на 10 процентов. На это имеются объективные причины, и они, в основном, упираются в сырьё. Комплексные проблемы животноводства не обошли стороной и нашу деятельность.

- Почему продукция продаётся только в крупных магазинах, и отсутствует в мелких? Во время дефицита ведётся избирательная политика в поставках?

- Нет, дело в том, что в мелких магазинах нет больших оборотных средств, отсутствует возможность хранения продукции в крупном объёме. То есть, большинство закупает продукцию на неделю. Спрос большой, и продукцию раскупают за два-три дня. А в остальное время покупателям приходится ходить в супермаркеты. Тогда как крупные сети делают резерв на несколько месяцев, заранее прикидывают объём продукции, сроки, и пополняют свои запасы.

- Влияет ли праздничный фактор на дефицит и цены?

- По-моему, нет. Молоко и молочная продукция входят в категорию товаров, потребляемых ежедневно. Именно зимой на них повышается естественный спрос, но мы не почувствовали влияния какого-то праздника.

Мы встретились также с Кристианом Губертом, генеральным директором компании Lactails Central Asia, являющейся ведущем производителем и поставщиком расфасованной молочной продукции.

  • Компания Nestle продала бизнес по расфасовке воды и молока в Узбекистане французской компании Lactails. То есть, сейчас наименование продукта, известного как Nestle Sutim, постепенно заменяется на Lactail.

- Господин Губерт, связано ли повышение цен и дефицит на продукт, известный нам как Nestle Sutim, с ценовой политикой нового владельца, компании Lactails?

- Нет. Мы должны рассматривать это как естественный процесс. Верно, в октябре мы увеличили стоимость продукции на 6 процентов. Но за прошедшее время инфляция и рост цен на другие продукты ещё более возросли. Также, регулярно растёт курс иностранной валюты, и это тоже воздействует на себестоимость продукции. В целом, что касается повышения цен на сырьё, это зависит от многих факторов, и, насколько мне известно, в Узбекистане это решается посредством определённых программ по развитию животноводства.

- Насчёт цен – всё понятно, но как можно прокомментировать дефицит продукции? В некоторых мелких магазинах молока иногда и днём с огнём не сыскать.

- Пандемия изменила многое в нашей жизни. К примеру, резко снизилась торговля нашей второй продукцией – бутилированной водой. Потому что, в самый разгар сезона, люди находились дома, и уличная торговля сократилась.

Тогда как объём продаж молочной продукции напротив возрос на 30 процентов. Это также понятно, люди не посещали пункты общепита, готовили еду дома, и в это время, естественно, вырос спрос на такую продукцию.

- Играет ли роль сезонный и праздничный фактор в повышении спроса на молочную продукцию?

- Да, летом увеличивается торговля водой, а зимой – потребление молока. На новый год обычно готовят разные сладости, столы ломятся от разных блюд. Естественно, этот фактор играет значительную роль.

Что говорят продавцы?

Руководитель сети супермаркетов Korzinka.uz Зафар Хашимов:

- Цены на расфасованное молоко в нашей сети – стабильные, то есть, оно продаётся по старым ценам. Но производители резко сократили объём поставки продукции. Спрашивая причину, мы слышим, в основном, один ответ: количество сырья сократилось, спрос увеличился, и производители посчитали, что более выгодно будет производить другую продукцию с высокой добавочной стоимостью, чем простое молоко, которое просто расфасовывается.

Что касается договоров, то их условия могут быть изменены в зависимости от ситуации. Поскольку объём и стоимость сельскохозяйственной продукции зависит от многих факторов. При этом важно всё – от погоды до урожайности. Таким образом, по необходимости, мы с нашими партнёрами можем пересмотреть пункты об объёме продукции и ценах на неё.

В этой цепочке фермеры, поставляющие молоко, устанавливают цену, исходя из сегодняшней ситуации. Короче говоря, изменения цен и объёмов по самым важным направлениям (топливо, погода, урожайность, поставка крупного рогатого скота из-за рубежа, транспорт, корма и т.д.) отражается на предложении и стоимости расфасованного молока.

В Узбекистане число населения постоянно растёт, и, естественно, спрос на молочную продукцию тоже увеличивается. И естественно, что покупатель задумывается, почему в нашей стране, где потребление молока гораздо ниже, чем в большинстве государств мира, наблюдаются подобные колебания в стоимости или дефицит продукции.

Аброр Зохидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме