14:14 / 18.01.2021
4008

Леонид Григорьев: строительство АЭС в Узбекистане снимает колоссальную головную боль

АЭС способна стать важным элементом устойчивости энергетической системы Узбекистана, так как проекты подобного масштаба снимают колоссальную головную боль. Об этом в интервью Kun.uz рассказал профессор Высшей школы экономики, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве России Леонид Григорьев.

По его словам, дорогостоящие проекты всегда занимали много времени и вызывали споры, но потом они начинают работать и становятся «вечными двигателями». «Ясно одно – большие мощности инфраструктурного характера, поставленные один раз, потом работают 40 и более лет, и расчищают барьеры, стоящие перед развитием – как говорится: снимают колоссальную головную боль. Разумеется, надо учитывать жесткие бюджетные ограничения и в них как-то маневрировать внутри страны», – сказал эксперт.

Согласно заявленным планам Минэнерго Узбекистана, АЭС будет давать к 2030 году около 15% генерации, что, как отметил Григорьев, «очень разумная величина». «Атомное электричество – это то, которое потребляют круглые сутки. Тогда не надо манипулировать загрузкой. Это, как говорят энергетики, Base load (базовая нагрузка на сеть – минимальный уровень спроса на электрическую сеть за период времени), – сказал Григорьев. – К тому же придется резко усиливать систему электропередач. Ее придется делать серьезно, так как возрастают мощности. Туда будут попадать разнокачественное электричество. Это то, почему сейчас невозможно быстро перейти на возобновляемые источники энергии для непрерывных промышленных процессов».

Атомная энергия дешевая?

«Атомное электричество легко выдерживает конкуренцию с остальными видами, она рентабельна. Единственное, что никто не включает в цену электричество хранение отходов. В мире сейчас больше 400 станций. Очень много атомного электричества во Франции. Французы экспортируют атомное электричество очень дешево в Италию и Германию по ночам, а днем докупают обратно. У них проблема, что его слишком большая доля, поэтому они по ночам не могут останавливать станции и продают электричество соседям, а днем нехватку восполняют газом или импортом», – отметил один из ведущих российских экспертов в области энергетики.

«Проблема атомных станций совершенно стандартная – хранение отработанных стержней. На уровне текущих издержек атомное электричество не просто рентабельное. Удобство иметь Base load 15% – совершенно колоссальное. Никакие сбои ветра или солнца не страшны. Но еще раз оговорюсь: мировой опыт понятен, но страна сама должна принимать такие ответственные решения (о строительстве АЭС – прим)», – добавил Григорьев.

Он подчеркнул, что мир четко разделился на сторонников и противников АЭС, а страны с большой нагрузкой сказали «да» атомной энергетике. Более того, странам с атомным вооружением просто необходимо иметь атомные станции. «Но основные плюсы АЭС совершенно понятны: как только ее построили, базисная нагрузка есть и дальше можно сосредоточиться на эффективности потребления и на иных методах балансировки колебаний по сезонным и суточным колебаниям, и погоде», – сказал собеседник Kun.uz.

«Строительство АЭС – политическое решение»

Григорьев смотрит на российское участие в строительстве АЭС в Узбекистане как на источник экспертизы. «Думаю, что раз страна осознает энергетические трудности, тогда надо решать эту проблему», – отметил он.

В целом, по словам российского эксперта, концепция, которую Узбекистан выработал в области энергетики, выглядит «чрезвычайно привлекательно, хотя она изумляет масштабами». «Удвоение за 10 лет ВВП – грандиозная задача, но тогда и энергетическая стратегия должна соответствовать – она выглядит сбалансированной, но амбициозной», – считает Григорьев.

«Выбор строительства АЭС – политическое решение, потому что на это нужны большие средства. Чтобы успеть до 2030 года, нужно уже сейчас бежать. Выбор между строительством АЭС и повышением энергоэффективности вряд ли существует в долгосрочном плане. Реализация проектов по эффективности менее капиталоемкая, но очень объемная и требует сложнейшей организации», – резюмировал он.

Top