12:40 / 23.01.2021
4495
Коррупция. Пути устранения и её особенности в Узбекистане

Предлагаются различные методы по борьбе с коррупцией. Некоторые говорят, что нужно первым делом выполнить цифровизацию системы, другие отмечают, что следует поднять заработную плату работникам, усилить наказание и осуществлять особые проверки по выявлению коррупционных фактов. Однако людям, не изменив своего мировоззрения, не установив народный контроль за государственными услугами, сложно будет чего-то достичь.

Фото: РБК

Что такое коррупция?

Предположим, вы наняли телохранителя, и выдали ему оружие, чтобы он вас защищал. Теперь у него имеется преимущество по отношению к вам: у него в руках оружие, а у вас – нет. Кто может гарантировать, что завтра он не использует это оружие против вас?

Если в Конституции вы предоставили полномочия государству, платите государству налоги, значит, вы кому-то выдали оружие, но не для того, чтобы его использовали против вас, в своих интересах, а чтобы действовали, защищая ваши интересы.

Коррупцией называется ситуация, когда люди, которым вы доверили полномочия, в своих интересах, используют эти полномочия против вас. Согласно широко распространённому определению, под коррупцией понимается намеренное и незаконное злоупотребление вверенной должностью в личных интересах либо в целях обогащения.

Существует много видов злоупотребления полномочиями, поэтому коррупция многогранна. В неё входит не только дача или получение взятки, но и вымогательство, мошенничество, присвоение имущества, подстрекательство, дача и получение подарков, кумовство, лоббизм.

В вышеуказанные виды коррупции важно включить решение вопросов «по знакомству», или по принципу «ты же мне друг и брат». Потому что в нашем обществе, при выборе между служебными обязанностями и «братскими отношениями» зачастую склоняются в сторону последних.

Каждый из последующих случаев, часто встречающихся в повседневной жизни, можно расценить как коррупцию:

  • Ускорение дела через знакомого государственного служащего, не получая за это деньги (потому что таким образом нарушаются права других граждан, стоящих в очереди, или они вынуждены бросить свои повседневные дела, и заниматься другим);
  • Когда государственный служащий, нарушивший правила, показывает сотруднику ДПС служебное удостоверение, и уезжает восвояси (потому что закон должен быть одинаков для всех, и ни одно должностное лицо не может находиться превыше закона);
  • Использование государственной служебной машины для нужд членов семьи (потому что машина приобретена за счёт налоговых поступлений, и она предоставлена должностному лицу не в личное пользование, а в служебных целях).

К сожалению, такие случаи нередко встречаются в повседневной жизни. Наши международные рейтинги также показывают, что нам предстоит ещё много работы на пути борьбы с коррупцией.

Позиция Узбекистана в международных рейтингах коррупции

Коррупция смазывает колёса «машины» развития или пачкает их в грязи?

Во второй половине ХХ века широко распространилось мнение о том, что коррупция в слабо развитых государствах хороша для развития общества (Лэфф, 1964; Гантингтон, 1968; Луи, 1985). Поскольку в этих государствах законы не разработаны правильно, а должностные лица назначены на должность непонятным образом. В таких условиях у людей не остаётся другого выхода, кроме как давать взятки, для развития своего бизнеса и устранения искусственных преград.

Однако в XXI веке многие учёные признали, что от коррупции больше вреда, чем пользы. Ко всему прочему, выступления в пользу коррупции привели к тому, что задачи по улучшению и развитию государственного сектора отступили на второй план.

В том числе, наличие коррупции в сфере экономики постоянно оказывает негативное воздействие на следующие процессы:

  • Неэффективное распределение и растрачивание государственных средств и ресурсов;
  • Увеличение затраченного времени и материальных расходов в ведении бизнеса;
  • Рост цен;
  • Ухудшение конкурентной среды и устранение правил игры, одинаковых для всех;
  • Рост теневой экономики и сокращение налоговых поступлений;
  • Ухудшение инвестиционной среды, сокращение инвестиций и снижение эффективности экономики страны в целом.

Коррупция делится на два вида: крупная и мелкая

Под крупной коррупцией понимаются действия, сводящие на нет действующую государственную политику, предоставляющие возможности руководителям в области политики и правительства для получения выгоды за счёт народа на правительственном уровне.

Под мелкой коррупцией обычно понимается злоупотребление должностными лицами низшего и среднего звеньев власти своими повседневными полномочиями (при контакте с простыми гражданами, пытающимися воспользоваться основными услугами больниц, школ, отделений милиции и в других местах).

От крупной коррупции страдает весь народ, от мелкой коррупции – жители данного региона или представители данной отрасли.

Можно ли победить коррупцию? Можно, но нужно хорошо потрудиться

Предположим, что люди принимают рациональные решения, то есть, всегда действуют, взвесив пользу и вред. В чём состоит польза коррупции для получателя взятки? Это – плата, получаемая за выполнение служебных обязанностей, и размер взятки. А в чём же заключается вред коррупции для него? Вероятность того, что об этом случае узнают, и за этим последует законное наказание.

Значит, для сокращения коррупции следует увеличить вред и уменьшить пользу. Для этого достаточно выполнить следующее:

  • Усилить законное наказание и обеспечить его неизбежность;
  • Усилить проверки по выявлению фактов коррупции и приводящих к ним факторов;
  • Увеличить зарплату работников.

Однако, в Узбекистане присутствуют своеобразные аспекты.

Во-первых, прежде чем усиливать законное наказание и проверки, нужно обеспечить верховенство закона. Простой вопрос: для чего нам сотрудники дорожно-постовой службы (ДПС)? В чём их задача? Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения, верно? К примеру, в Японии нет ДПС. Люди просто соблюдают правила. А у нас – перед каждым светофором стоит сотрудник ДПС, да ещё и с бодикамерой. О чём это свидетельствует? Получается, что в обществе исчезло понятие и практика соблюдения закона?

В мировом опыте в качестве основы развития рассматривается «социальный капитал», взаимное доверие государства народу и народа государству. При этом очень важно обеспечить верховенство закона. Узбекистан изначально не является богатым государством, да еще и тратится много денег на обеспечение соблюдения гражданами законодательства. Во многих государствах Европы у входа в метро нет контролёров, люди сами покупают билет, проходят на станцию. В некоторых магазинах нет кассиров, люди самостоятельно расплачиваются за покупки. А ведь средства, выплачиваемые контролёрам и кассирам, могли бы быть использованы на другие цели, более полезные для общества. К примеру, в некоторых государствах высшее образование является бесплатным.

Значит, мы в первую очередь должны правильно воспитать себя и своих детей, научиться жить, соблюдая законы. Мы должны объяснять детям в школе, что соблюдение закона полезно для них самих. Вот тогда мы сэкономим много денег и времени, и, до некоторой степени, избавимся от порока коррупции.

Во-вторых, что касается вопроса повышения заработной платы государственных служащих, этого может быть недостаточно. Поскольку, одновременно нужно и следует повысить их авторитет и ответственность.

Конечно, найдутся и те, кто скажут, что нужно ограничить вмешательство государства. Поскольку существует понятие о том, что рыночный механизм спроса и предложения служит возведению жизни людей на вершину благосостояния, и это, в какой-то степени, верно. Но для этого нужно выполнить некоторые условия. К примеру, частный сектор, производящий продукцию, не учитывает негативное воздействие на окружающую среду, и это не включается в себестоимость продукции. А государство, почувствовав это, облагает налогами фирмы, загрязняющие экологию, и расходует сбор непосредственно на улучшение окружающей среды. Есть ряд сфер, где важно вмешательство государства. С этой точки зрения, государство играет определённую роль в жизни общества.

Вместе с тем, возникает вопрос: государство собирает налоги, но верно ли расходует средства? Если граждане, отдающие государству определённую часть своего дохода, почувствуют, что их средства служат для пополнения кармана должностных лиц и их знакомых-единомышленников, то, естественно, они будут уклоняться от уплаты налогов, будут скрывать доходы. В результате, проблемы, не подвластные рыночному механизму, вырастут как грибы после дождя.

В таких условиях единственным решением является повышение авторитета государственных служащих, поскольку очень сложно привлечь на работу качественных специалистов при других обстоятельствах, но одновременно следует поднять их ответственность. К примеру, в Китае, развивающемся стремительными темпами, государственные служащие входят в категорию самых уважаемых людей.

Также, следует сформировать открытую экзаменационную систему приёма на государственную работу. К примеру, в Южной Корее, работники государственных организаций сдают экзамены, и для перехода на более высокую должность им нужно снова пройти экзамен.

Значит, очень важно эффективно наладить государственную деятельность. Таким образом, при организации государственных услуг мы должны создать свои прозрачные правила и контролировать их выполнение.

В-третьих, нужно выполнить цифровизацию системы государственных услуг в целях не полного, а частичного ограничения коррупции. К примеру, в Сингапуре критикуются личные контакты населения с государственными служащими. Запрос граждан должен осуществляться в онлайн-формате. Верно, Сингапур пришёл к этому за 40-50 лет. Применение такого механизма в сегодняшних институциональных условиях Сингапура эффективно для этой страны. У нас ситуация несколько иная, чем в Сингапуре. Не секрет, что, во-первых, наши технологии, особенно в регионах, обеспеченность компьютерами, Интернетом, компьютерная грамотность населения, гораздо ниже, чем в Сингапуре. Ко всему прочему, никто не может гарантировать, что не понадобится ещё один контролёр онлайн-обращений.

Обучить новой системе, сделать её популярной – довольно сложно, ведь люди не делают того, что не хотят. Тем не менее, с учётом экономии времени, воспользовавшись опытом Агентства государственных услуг, следует серьёзно изучить это предложение, и всё же попытаться.

Данная статья эксклюзивно предоставлена Kun.uz автором Telegram-канала @eresearchiqtisodiyot.

перевод: Вадим Султанов,

Анастасия Ткачёва

Top