Узбекистан | 16:03 / 27.01.2021
4047
9 минут чтения

Как функционирует новая система поддержки семей, нуждающихся в материальной помощи? Беседа со специалистом

«Единый реестр социальной защиты» является электронной системой оказания государством социальных услуг и помощи населению с применением межведомственного сотрудничества, в том числе, назначающей 3 вида пособий малообеспеченным семьям. При этом назначение пособий и отказ в них осуществляется автоматически.

Директор департамента министерства финансов Нодир Муслиддинов

Информационная система «Единый реестр социальной защиты», указанная в постановлении Кабинета Министров от 13 апреля 2019 года, была впервые введена в Сырдарьинской области в качестве эксперимента с 1 октября 2019 года. Система была признана успешной, и запущена по всей республике с сентября по декабрь 2020 года.

Директор департамента Министерства финансов Нодир Муслиддинов ответил на вопросы Kun.uz по этому поводу. Далее вкратце предоставлены ответы и соображения представителя министерства.

«Технику не обманешь». Для чего населению нужен социальный реестр?

До 2020 года социальные пособия, то есть, пособие для семей с детьми до 14 лет, пособие по уходу за ребёнком до достижения двухлетнего возраста и материальная помощь для малообеспеченных семей назначалась в махаллях. При этом возникали определённые проблемы. К примеру, требовались справки о доходах, имуществе заявителей, справки с места работы членов семьи. Кроме того, процесс рассмотрения обращения занимал много времени. Заявления и справки рассматривала небольшая комиссия, состоящая примерно из 5 человек. Если документы были в порядке, эта комиссия посещала заявителя на дому и изучала его материальные и имущественные условия. При такой оценке комиссией применялись разные подходы с высоким влиянием человеческого фактора. Это приводило к коррупции и недовольству населения.

Для устранения этого мы изучили иностранный опыт. Там определение нуждающихся семей происходит на основе автоматизированных и прозрачных механизмов. Мы сделали вывод о правильности такого подхода. Поскольку, технику обмануть нельзя, и попросить её нельзя. Ей не скажешь: «Одному назначь пособие, а другому – не назначай».

В 2019 году, совместно с представительствами ЮНИСЕФ и Всемирного банка в Узбекистане мы начали разрабатывать «Единый социальный реестр». На первой стадии финансовые расходы в системе взяла на себя организация ЮНИСЕФ. За счёт грантовых средств, выделенных представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане, мы привлекли иностранную компанию. С 1 октября 2019 года, на основании постановления Кабинета Министров №308, эта система впервые в качестве эксперимента начала свою деятельность в Сырдарьинской области, и мы достигли хороших результатов.

Какие преимущества у новой системы?

Гражданину не нужно собирать никакой информации. Он только представляет заявление, копию своего паспорта, а также паспортов всех членов семьи (свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении). Подаёт это заявление в махаллю. Махалля выполняет задачу органа, принимающего заявление и представляющего его в районный отдел пенсионного фонда. Она не принимает никакого решения об удовлетворении заявления или его отклонении.

В реестре, в электронном формате можно увидеть, кому назначены пособия, а кому не назначены, а также причины отказа. Всё здесь прозрачно.

В программу вводится серия паспорта и личные идентификационные номера гражданина, потом автоматически выходит вся связанная с ним информация. Сейчас система подключена к электронной базе 9 министерств и ведомств, и может получить у них 20 видов справок.

К примеру, в Налоговом комитете запрашивается информация о заработной плате или имущественных доходах. Сотрудничаем также с Пенсионным фондом, Службой безопасности дорожного движения, органами кадастра, органами труда.

Своеобразие системы заключается в том, что, если социальное положение заявителя соответствует критериям получения пособия, единый реестр автоматически назначает ему пособие. Если не соответствует, то принимается решение об отказе. В обоих случаях заявитель будет проинформирован через SMS-сообщение.

Ещё один аспект. Эта система связана с Министерством финансов и «Народным банком», и автоматически составляет платёжную ведомость и платёжные поручения по назначенным пособиям. Сформированная платёжная ведомость напрямую отправляется в банк, а платёжное поручение направляется в казначейство. После финансирования казначейством платежа по платёжному поручению, деньги поступают в «Народный банк». Затем начинается оплата. Людям не нужно будет никуда ходить, и никому звонить. Деньги можно получать как на пластиковую карту, так и наличными, по желанию получателей пособий.

В каких случаях происходит отказ в получении пособия?

  • Социальное пособие назначается семьям с доходом на одного члена семьи менее 0,527 минимального размера оплаты труда (с 1 февраля – 393,8 тысяч сумов);
  • Если на имя одного из членов семьи оформлено более одной единицы недвижимого имущества, то есть жильё, помимо того, где он проживает;
  • При наличии автомобиля, произведённого не более 10 лет назад. Если автомобилю больше 10 лет, семья может получить пособие;
  • При наличии двух и более автомобилей;
  • Если нигде не занятый член семьи, не участвующий в общественных работах, не обратился в органы труда и не зарегистрирован как ищущий работу, в получении социального пособия отказывается.

Ограничено ли количество заявлений?

Верно, ранее в махаллях принимали заявления в зависимости от выделенных денег. При были случаи, когда назначалось пособие семье с относительно хорошими условиями, тогда как действительно нуждающиеся семьи оставались в стороне.

Теперь у представителей махалли нет никаких ограничений по принятию заявлений. Если количество семей с правом получения пособия действительно превысит выделенные средства, программа автоматически выберет самых нуждающихся, а остальных переведёт на следующий месяц.

Однако, в последнее время этого не происходило. Поскольку, в соответствии с указами президента, количество семей, могущих получать пособия, было увеличено в два раза, и размер средств, выделяемых для этого, значительно возрос.

Если до начала 2020 года пособие получали 595 тысяч семей, то в 2020 году на основании постановления президента, это число увеличено в два раза, и 1 млн 200 тысяч семей приобрели право на его получение.

Единый реестр буден объединён с «Железной тетрадью»

Всё это – первые шаги реестра. Сейчас через данную систему назначаются только пособия.

Глава государства в обращении к парламенту сказал, что единый реестр будет объединён с «Железной тетрадью», и около 30 видов социальных услуг будут оказываться в электронном формате. Исходя из этого поручения, программы «Железная тетрадь», «Женская тетрадь», «Молодёжная тетрадь» будут соединены с Единым социальным реестром, а государственные социальные услуги будут оцифрованы.

Государство оказывает населению много видов социальной помощи, однако отсутствует единая база. В 2021 году базы всех видов социальных услуг будут объединены.

На проект Единого социального реестра было выделено 30 млрд сумов. При реализации этого проекта возникла необходимость в электронной информации о составе семьи. Поэтому к цифровизации архивных документов ЗАГС привлечены большие рабочие ресурсы. Над этим работали более 2000 специалистов. Приобретены тысячи компьютеров. Эту работу нужно было выполнить всего за 4 месяца. Постановлением президента было выделено 30 млрд сумов из государственного бюджета. Проведена масштабная работа.

Единый социальный реестр был постепенно введён во всех регионах республики с сентября по декабрь 2020 года. В январе 2021 года во всех регионах республики с помощью единого социального реестра назначаются три вида пособий без участия человеческого фактора.

Беседовал Исломбек Умаралиев

 

перевод: Вадим Султанов,

Анастасия Ткачёва

Новости по теме