16:02 / 20.02.2021
6307

«Узбекистану вредно быть закрытым». К каким последствиям может привести ограничение государственных закупок?

Правительством Узбекистана временно запрещено участие 529 видов продукции иностранного производства в государственных закупках. Это комментируется постановлением, принятым в целях поддержки отечественных производителей. По мнению экономистов, такая ситуация, наряду с попыткой применения протекционизма неконкурентоспособных сфер, может способствовать развитию монополии на рынке страны.

Фото: Shutterstock

29 января Кабинет Министров утвердил постановление «О мерах по поддержке отечественных производителей», предусматривающее ограничение участия в государственных закупках товаров и услуг иностранного производства.

В акте имеется перечень 529 видов ограниченных товаров: продукты питания, электротехника, химическая промышленность, текстильное производство, запасные части для транспорта, пластмасса, бумага, керамика, стекло, металлические изделия и другие виды продукции.

Этот запрет по-разному истолковывается экономистами. В частности, доктор философии по экономическим наукам (PhD) Достон Гофуров считает, что производство всей продукции из этого перечня в нашей стране может быть основанием для прекращения импорта.

«Я недавно ознакомился с практикой Южной Кореи. Они никогда не импортируют товары, которые есть у них. В Китае тоже так. Считаю, что у нас нужно ввести не временное, а постоянное ограничение. В перечень из постановления включены виды товаров и услуг, которые имеются у нас на 100 процентов. Это послужит предотвращению оттока бюджетных средств в иностранной валюте. Ожидаемый результат также заключается именно в этом. То есть, наши деньги будут направлены на поддержку местных производителей, субъектов предпринимательства» - сказал он в беседе с корреспондентом Kun.uz.

По мнению учёного-экономиста, в развитых странах считают, что государственные закупки служат для предотвращения оттока национальной валюты за рубеж в виде другой валюты. Если отечественные производители будут производить импортируемые товары и оказывать услуги, но мы предпочтём иностранную продукцию, наши деньги уйдут за рубеж.

«Государство является не только надёжным заказчиком, но и надёжным клиентом. Если мы выполним его заказ, получение денег в полном объёме гарантировано законом о государственных закупках. Исполнитель заказа не столкнётся с такими проблемами, как получение половины средств у покупателя, а остальных средств – в будущем» - отметил он.

Другие мнения, высказанные по теме, в основном, представлены в критическом и аналитическом духе. В том числе, финансист Абдулла Абдукодиров остановился на общих недостатках данного постановления, и отметил, что «в последующие годы мы будем стараться применять экономическую политику, не оправдавшую себя за предыдущие 25 лет – протекционизм неконкурентоспособных сфер».

По словам Абдукодирова, «этот акт будет действовать только для кого-то, и в каких-то случаях, а в других случаях – нет».

«Не следует забывать о том, что посредством государственного бюджета и кредитов мы перераспределяем долю валового внутреннего продукта до 40 процентов. Это – немалые средства. Хуже всего то, что без глубокого анализа таких актов, без предоставления сведений, почему тот или иной товар был включён в данный перечень, без изучения рыночной конъюнктуры, принятие подобных актов является недальновидным шагом. Если раньше в перечне было около 300 позиций (на момент проекта), то в постановлении уже 530 позиций! Но ни по одной позиции не изучена конъюнктура рынка, не предоставлены основания» - сказал Абдулла Абдукодиров.

Другая сторона вопроса – применение к местной продукции льгот в размере до 15 процентов от стоимости импортных товаров.

Экономист считает, что после конвертации в республике многие сферы (текстиль, промышленная электроника, бытовая техника и др.) столкнулись с жёсткой конкуренцией. Однако, для снижения разницы в ценах между импортным и местным товаром, для поддержки внутреннего производства, достаточно было установить преференцию по цене 15 процентов. В постановлении разъясняется фактический опыт фиксированного максимального размера преференций (15 процентов) на цены товаров местного производства.

«Если приоритета в 15 процентов недостаточно, зачем нам тогда нужно такое производство? Если 15-процентный приоритет не действует, нужно создавать рабочие места в других сферах. Потенциал других сфер очень большой. Но нет, нам нужны такие постановления, создающие лишнюю головную боль под предлогом «на благо народа» и порочащих нашу экономику, пусть это будет выгодно только для предприятий-монополистов. Этот рискованный путь не оправдал себя ни в одной экономике. Если мы отдадим приоритет этим сферам, на самом деле, эффективность государственных закупок за счёт государственного бюджета и разных кредитов резко снизится. В установленных ограничениях не предусмотрено качество продукции» - сказал Абдулла Абдукодиров.

В свою очередь, увеличение темпов производства местных товаров может сильно ударить по небольшим заводам после расширения возможностей крупных предприятий. Это повышает риск прекращения деятельности многих предприятий.

После утверждения постановления правительства, в Министерстве юстиции прокомментировали, почему ограничены импортные товары в государственных закупках. В комментарии говорится о целесообразности использования продукции местных производителей для нужд государственных органов и организаций, чтобы создать возможность для местных предпринимателей, столкнувшихся с большими трудностями в период пандемии.

Интернет-пользователи высказали разные соображения по поводу этого комментария. В частности, финансист Отабек Бакиров на Telegram-канале опубликовал пост под названием «Комментарии не в тему». По мнению финансиста, комментарий министерства выполнен только для того, чтобы оправдать постановление. «На самом деле, это мероприятие, направленное на ограничение импорта, только увеличит его, но никак не сократит».

«Совершенно не удивительно, что задачу по оправданию вредного протекционизма и фаворитизма выполняет сотрудник Министерства юстиции. В следующий раз, к примеру, Министерство энергетики может обосновать изменения, вносимые в Конституцию. Но основная проблема не в этом. Главная проблема – в доказательствах, приведённых в комментарии» - говорит автор поста.

Отабек Бакиров, высказавший своё отношение к комментарию, раскритиковал тот факт, что под предлогом защиты внутреннего рынка в качестве примера приводится Россия. Весь мир избегает практики этого государства, а Узбекистан поддерживает.

«Запреты и ограничения имеются только в рамках государственных закупок. Частные предприниматели или граждане могут приобретать любые товары или пользоваться услугами для своих нужд (из официального комментария – ред.)». Никто не говорит, что для потребностей бизнеса или граждан нельзя закупать товары или пользоваться услугами. Основная претензия заключается в освоении больших средств узкими кругами, называемыми «местным производителем», посредством государственных закупок, с помощью преференций. Государственные закупки – самая большая платформа страны, образующая спрос. Если ввести ограничения, платформа может расколоться. Также, это мероприятие, изначально направленное на ограничение импорта, только увеличит его, но никак не сократит. Поскольку те, кто называют себя местными производителями, на самом деле, являются завуалированными импортёрами» - пишет Отабек Бакиров.

Ранее Kun.uz опубликовал беседу социолога и журналиста Филиппа Гаджили с экспертом в сфере экономической интеграции, профессором университета IE в Испании Фернандо Кортиньясом, о том, почему Узбекистану следует отказаться от политики протекционизма.

В ходе беседы говорилось о том, что самостоятельного развития с использованием политики протекционизма могут достичь только самые крупные игроки с сильным внутренним рынке. Если в стране этого нет, протекционизм – это дорога, ведущая в никуда.

«Рынок Узбекистана, как и сама страна, достаточно маленький. Поэтому, по сравнению с такими гигантами, как Китай, Индия и Россия, у Узбекистане есть важный нюанс – сложно масштабировать производство чего угодно. Второй пункт, с точки зрения технологического развития, страна среди отстающих, быть закрытой – просто опасно. Потому что нет преимуществ внутри страны, которые могли бы сделать товары конкурентоспособными. Развиваться самостоятельно, использовать политику протекционизма могут только большие игроки, у которых есть сильный внутренний рынок» - сказал Фернандо Кортиньяс.

Для сведения, срок действия постановления правительства «О мерах по поддержке отечественных производителей» не ограничен.

Исломбек Умаралиев

 перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top