16:16 / 03.03.2021
2781
«Легко говорить то, что людям нравится» - министр обвинил в популизме депутата, выступившего в защиту директоров школ

Министр народного образования Шерзод Шерматов ответил на критику депутата Расула Кушербаева, отметив, что депутаты требуют у Министерства народного образования результативности затрат государственного бюджета, поэтому, вполне логично, что министерство тоже требует у директоров школ результатов по качественному образованию.

Министр народного образования Шерзод Шерматов

Министр народного образования Шерзод Шерматов прокомментировал мнение депутата Законодательной палаты Расула Кушербаева об увольнении директоров школ из-за учеников, не сумевших поступить в вузы.

«Директор, в течение многих лет принимавший на работу по знакомству, не поощрявший квалифицированных учителей, и до такой степени запустивший работу, что ни один из сотен выпускников не может поступить в вуз, наверное, должен уступить своё кресло кандидатам с новыми идеями, работающим на результат, не так ли?» - начал свой ответ министр.

Шерматов отметил, что после рассмотрения работы руководителя школы, включённой в «тёмно-красную» категорию, где ни один выпускник не поступил в вуз – количество таких школ может сократиться.

«В результате, количество подобных школ сократилось в три раза за год. Это означает, что в 2000 махаллях, где долгие годы не обращалось внимание на образование, появились хотя бы 1-2 учителя, врача, инженера или другие специалисты с высшим образованием. В будущем они внесут свой посильный вклад в развитие этого региона» - отметил он.

По словам министра, он попытался связаться с депутатом, чтобы обсудить этот вопрос, но тщетно.

«Мне кажется очень странным, что наш уважаемый депутат, не изучив ситуацию досконально, заявляет, что «это – демагогия и отсутствие управленческих навыков». Я хотел связаться с этим депутатом и разъяснить ему данный вопрос более подробно. Написал ему SMS. Но он, похоже, очень занят, и не может уделить время для беседы со мной. Поэтому я постараюсь объяснить ему в письменном виде. Мы всегда готовы к открытому диалогу с депутатами и представителями общественности» - сказал министр.

Шерзод Шерматов отметил, что при наличии требований к Министерству народного образования по повышению качества образования, нужно требовать результаты и у руководителей школ.

«Если я не ошибаюсь, одной из основных задач депутатов является распределение государственного бюджета и требование его результативности. Депутаты требуют у министерства результат по повышению качества образования в рамках выделенных средств, вот и мы требуем у директоров школ.

До сих пор не было объективного механизма определения уровня знаний учащихся. То есть, невозможно было объективно ответить на вопрос: давала школа знания по государственному образовательному стандарту, или же нет? Система объективного оценивания знаний учащихся и выпускников школ создаётся только сейчас. Разрабатывается новая 1000-балльная система для полноценного оценивания деятельности школы. В 2022 году мы впервые будем участвовать в испытаниях PISA для изучения ситуации с помощью показателей международного уровня. На государственную инспекцию контроля качества образования возложена также задача формирования объективного рейтинга по всем школам» - сообщил министр.

Он отметил, что не нужно быть безразличными к деятельности директоров, долгие годы считавших школу своей собственностью, принимавшими учителей на работу по знакомству.

«На самом деле, по логике этого депутата, нам, будто бы, очень легко. Зачем вообще нужно требовать результат у директоров? Подумаем о результатах, когда введём механизмы комплексного оценивания работы. Можно, конечно, и так рассуждать. У нас за последние годы была объективная информация только по количеству поступивших в вузы. Вот мы и начали работу с изучения деятельности школ с низкими показателями, где ни один выпускник не поступил в вуз.

По предложению этого депутата, если мы не сможем принять меры в отношении директоров школ, которые долгие годы считали школу своей собственностью, принимали учителей на работу по знакомству, не поощряли квалифицированных учителей, и ни один из сотен из выпускников которых не смог поступить в вуз, или даже если мы примем меры, но, по словам этого депутата, они пойдут в суд и выиграют – зачем нужны такие директора для будущего нашей страны? Они с безразличием относятся к будущему стольких выпускников, а мы почему должны быть безразличными?» - сказал руководитель МНО.

Вместе с тем, Шерзод Шерматов отметил, что министерство не ставило условий 100-процентного поступления выпускников школ в вузы.

Кроме того, по его словам, инициативность директора также играет важную роль при поступлении учащихся в вузы, и привёл в пример школу в Янгиюле.

«На днях я побывал в школе №45 Янгиюльского района, и побеседовал с коллективом. Школа построена в 1968 году, требует ремонта. Фактическое количество учащихся в два раза превышает вместимость школы. Несмотря на всё это, именно эта школа показала лучший результат по поступлению в вузы. Поскольку, директор – очень инициативный руководитель, сформировавший хороший коллектив. Он правильно наладил сотрудничество с родителями, установил во всех классах звуковые камеры, с помощью которых анализирует уроки. Я увидел там, как дети садятся в автобус, спросил, что это. Оказалось, в сотрудничестве с родителями организованы автобусы для детей. Хотел порекомендовать кандидатуры двух заместителей директоров на вакантные должности директоров других школ через ish.uzedu.uz, но они сказали, что не бросят этот коллектив, потому что там очень хорошая атмосфера. Такого директора можно наградить знаком «Отличник народного образования», и представить его к более высоким наградам» - сказал он.

Шерзод Шерматов отметил, что в иных школах со зданиями лучше, чем в этой школе, и с меньшим соотношением количества учеников с вместимостью, работа директоров налажена неверно, поэтому коллектив не сплочённый, и результаты низкие. Вместе с тем, при наличии одинаковых внешних факторов, (программы, книги, выделяемые средства и т.д.) среда и результаты в школе зависят, по большей части, от директора школы, и это подтверждается вышеуказанными примерами.

«Учитывая большую популярность этого депутата в Интернете, было бы правильно обратить внимание на последствия, к которым могут привести его слова. Легко говорить то, что нравится людям, но, к сожалению, это может стать ещё одним предлогом для директоров, не работающих над собой и не показывающих результаты, чтобы не освобождать своё кресло для кандидатов с новыми идеями, работающими на результат. Что для нас важнее: популизм или побуждение к действию директоров для будущих успехов наших детей? Наши ценности и выбор, оказывается, разнятся» - сказал Шерзод Шерматов.

Министр выразил надежду на рассмотрение советами народных депутатов кандидатур новых директоров, справедливый отбор действительно достойных кандидатов, и освещение процесса выбора по видео в Интернете с обеспечением прозрачности.

«В ходе выбора депутатами новых директоров очень важен контроль общественности, СМИ и блогеров» - отметил он.

  • Ранее депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев в интервью проекту «Янгийулликлар ТВ» высказал своё отношение по поводу увольнения директоров школ из-за учеников, не сумевших поступить в вузы, расценил это как демагогию, и отметил отсутствие вины учителей в том, что ученики не поступают в вузы. «Если ребёнок интересуется предпринимательством, не хочет поступать на учёбу, мы тоже будем обвинять в этом учителя?» - заявил депутат, и добавил, что такое требование не установлено законодательством или Трудовым кодексом.
Top