Узбекистан | 17:08 / 05.03.2021
2793
7 минут чтения

Принят новый закон об аудиторской деятельности. Какие новшества он предусматривает?

Законом в новой редакции установлены полномочия Министерства финансов, Центрального банка. Включены новые нормы по аудиторской деятельности.

Фото: Shutterstock

25 февраля 2021 года принят закон «Об аудиторской деятельности в новой редакции». Далее предоставлена информация о некоторых важных аспектах, приведённых в новом документе.

В чём значимость нового закона?

Начальник отдела Министерства финансов Шарофиддин Хайдаров в интервью каналу «Узбекистон 24» остановился на некоторых вопросах, предусмотренных настоящим законом.

«Законом установлено осуществление аудиторской деятельности только на основании международных стандартов. Это означает обеспечение одинаковой аудиторской деятельности в Узбекистане и развитых государствах, в международной практике.

Настоящий закон был принят как акт, действующий напрямую. Значит, все подзаконные акты и документы в аудиторской сфере будут систематизированы в одну систему, и найдут своё отражение в законе как едином документе» - сказал представитель министерства.

Полномочия Министерства финансов по аудиторской деятельности

Министерство финансов как компетентный орган разрабатывает нормативно-правовые акты, выдаёт квалификационные сертификаты аудиторам, ведёт их реестр.

Кроме того, министерство, совместно с общественными объединениями республики, утверждает типовую программу повышения квалификации аудиторов, а также, осуществляет деятельность как ответственное ведомство, реализующее государственную политику в сфере аудита.

Полномочия Центрального банка

Законом установлены полномочия Центрального банка Узбекистана, согласно которым, Центральный банк устанавливает специфику проведения аудиторских проверок банков и других кредитных организаций.

Также, Центральный банк устанавливает порядок выдачи квалификационных сертификатов аудиторам на право проведения аудиторских проверок, и выдаёт эти сертификаты, ведёт реестр аудиторов, имеющих квалификационный сертификат на право проведения аудиторских проверок в банках, и размещает его на своём официальном веб-сайте.

Аудиторские проверки

Законом установлена возможность проведения аудиторских проверок аудиторскими организациями, а также оказания сопутствующих услуг.

Аудиторские проверки, в свою очередь, подразделяются на обязательные и инициативные проверки.

Также, документом установлено оказание сопутствующих услуг аудиторскими организациями. В частности, особо отмечены вопросы составления финансовой отчётности, ведения бухгалтерского учёта, восстановления учета, повторного восстановления.

Республиканские общественные объединения аудиторов

Законом введены отдельные нормы по деятельности республиканских общественных объединений аудиторов. Согласно этим нормам, настоящие объединения будут участвовать в проведении квалификационных экзаменов и разработке тестовых вопросов.

Кроме того, они будут обеспечивать ведение системного мониторинга соблюдения этического кодекса профессиональных бухгалтеров, опубликованного советом по этическим стандартам международной федерации бухгалтеров.

Республиканские общественные объединения аудиторов будут вести реестр своих членов и размещать их на официальных веб-сайтах. Эти объединения являются негосударственными некоммерческими организациями. Их деятельность направлена на защиту интересов аудиторов, сохранение и повышение их квалификации.

Новые принципы аудиторской деятельности

Законом вводится ряд новых принципов, таких как, объективное проведение проверки аудитором, наличие высокой квалификации по своей профессии, конфиденциальность информации.

Это приведёт к обеспечению независимого проведения проверок, выдачи объективных заключений, устранения вмешательства в аудиторскую проверку, открытости и прозрачности аудиторских заключений.

Документом установлен порядок повышения квалификации аудиторов, список документов, необходимых для получения или продления срока действия квалификационного сертификата.

В соответствии с основными принципами закона, не допускается вмешательство в деятельность аудиторской организации и оказание воздействия на аудиторскую организацию, а также на её сотрудников в любой форме.

Согласно основным правилам, аудиторская организация является независимой в осуществлении своей деятельности.

О конфликте интересов. Кто не может учредить аудиторскую организацию?

Согласно закону, министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственного управления не могут учреждать аудиторские организации.

Если какое-либо ведомство или государственный орган создадут аудиторскую организацию, возникнет конфликт интересов.

Такие ведомства не будут заинтересованы в выявлении недостатков в своей сфере. С этой точки зрения, строгое ограничение и запрет на создание аудиторских организаций государственными органами и ведомствами обеспечит осуществление объективной, самостоятельной деятельности.

В целях предотвращения конфликта интересов, должностные лица органов государственной власти и управления, а также, другие лица, которым воспрещено заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями аудиторских организаций.

В каких случаях не допускается проведение аудиторской проверки?

В законе имеется норма, не допускающая проведение аудиторской проверки. В частности, запрещается проведение аудиторской проверки в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся страхователями, кредиторами аудиторской организации, хозяйствующих субъектов, являющихся их учредителями, участниками, акционерами, при наличии близких родственных связей между сотрудниками аудиторской организации с проверяемыми должностными лицами, связанными с финансовой деятельностью, руководством хозяйствующего субъекта, и в ряде других случаев.

Также, аудиторская организация не вправе проводить проверку одного и того же хозяйствующего субъекта последовательно более семи лет.

Не допускается вмешательство в финансовую деятельность аудиторских организаций.

Работа этих организаций при проведении внешнего контроля качества основывается на результатах анализа рисков, определяется степень анализа.

В свою очередь, с учётом международного опыта, законом установлены также показатели, устанавливающие качество работы аудиторских организаций.

Ранее мы сообщали об изменениях, ожидаемых в аудиторской деятельности, о том, что закон в новой редакции был одобрен сенаторами.

Для сведения, закон «Об аудиторской деятельности» впервые был принят 26 мая 2000 года. Он состоял из 9 глав и 29 статей, тогда как новая редакция закона состоит из 55 статей.

По состоянию на 1 января 2021 года, в Узбекистане действуют 99 аудиторских организаций. Количество аудиторов составляет 572 человека. 19 местных аудиторских организаций являются членами крупных международных отраслей и ассоциаций.

Новости по теме