07:21 / 28.03.2021
3366
Что нужно сделать для развития транспортной системы в Узбекистане? Предложения эксперта

Рыночные отношения и конкурентная среда на воздушном транспорте развиты слабо. В железнодорожном транспорте имеются проблемы, связанные с изменением сферы, развитием конкуренции, увеличением эффективности транспорта.

Фото: KUN.UZ

Стабильная и эффективная работа транспорта является необходимым условием для высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, улучшения уровня жизни населения и благоразумной интеграции Узбекистана в мировую экономику.

Руководитель проекта института прогнозирования и макроэкономических исследований в интервью с Kun.uz отметила, что несмотря на осуществляемую работу по развитию транспортной сферы, до сих пор имеется ряд нерешённых проблем.

Специалист отмечает, что основными системными проблемами являются слабое развитие форм рыночных отношений, механизмов трансформации собственности и конкурентной среды.

Недостаточные темпы роста международных грузовых железнодорожных перевозок говорят о том, что недоиспользуется транспортно-транзитный потенциал республики. Кроме того, на железнодорожном транспорте сохраняются проблемы, связанные с трансформацией сферы, развитием конкуренции, повышением эффективности перевозок и др.

Специалист назвала следующие приоритетные направления, подлежащие осуществлению в транспортной отрасли в 2022-2026 годы. Рекомендации по дальнейшему развитию сферы воздушного транспорта:

  • расширение географии полетов; развитие, как прямых, так и транзитных пассажирских перевозок, а также последовательное увеличение частот выполнения рейсов по всем направлениям;
  • модернизация информационных технологий в целях внедрения новых видов транспортных услуг, маркетинговой и тарифной политики на рынке пассажирских перевозок;
  • эффективное налаживание регулярных грузовых маршрутных сетей между Европой и Азией максимально задействовав при этом существующие международные интермодальные центры логистики;
  • дальнейшее развитие сети логистических терминалов и хабов во взаимодействии всех видов транспорта: железнодорожного, воздушного и автомобильного с организацией смешанных перевозок грузов, внедряя новые методы и подходы для создания удобств и благоприятных условий грузовладельцам.
  • В целях дальнейшего повышения качества оказания услуг в сфере дорожного строительства и автомобильного транспорта рекомендуется: в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры применить новые подходы с учетом изучения международного опыта для снижения загруженности дорог (строительство высокоскоростных эстакад, наземных метро, путепроводов, мостов, тоннелей и др.);
  • дальнейшее строительство и реконструкция автомобильных дорог, в том числе международного, государственного, местного и регионального значения за счет инвестиционных средств с использованием системы контроля и мониторинга за качеством выполнения дорожно-строительных работ;
  • дальнейшее строительство и реконструкция автостанций и автовокзалов в городах и районных центрах, а также объектов придорожной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства;
  • приобретение современных автотранспортных средств: автобусов, маршрутных такси для ввода новых международных, межгородских и внутрирайонных оптимальных транспортных маршрутов и создание сети альтернативных платных дорог в целях снижения нагрузки на дорожную инфраструктуру;
  • внедрение автоматизированных систем мониторинга за осуществлением пассажирских перевозок общего пользования в режиме онлайн, с интеграцией ее с системами экстренных служб, оплаты проезда на пассажирском транспорте общего пользования, и других видов транспортных услуг населению с применением информационно-коммуникационных технологий.

В сфере железнодорожного транспорта считается целесообразным реализация следующих мер:

  • в целях увеличения пассажирооборота и улучшения обслуживания в поездах развивать высокоскоростное движение между регионами страны, увеличивать количество высокоскоростных и скоростных (региональных) поездов путем дополнительного приобретения высокоскоростных поездов, а также строительства пассажирских вагонов отечественного производства. Привлечение инвестиций для строительства двухпутной эстакады, где курсируют высокоскоростные поезда;
  • поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, развитие высокоскоростного пассажирского движения, повышение качества оказываемых услуг;
  • активно внедрять передовые информационно-коммуникационные технологии для оказания услуг грузовладельцам и пассажирам в онлайн-режиме на основе государственно-частного партнерства;
  • в целях повышения конкурентоспособности отечественных коридоров и переориентации транзитных грузов с альтернативных на отечественные железные дороги необходимо:
  • наладить железнодорожное сообщение через Афганистан с Пакистаном, а также через Кыргызстан с Китаем;
  • создать логистические кластеры на станции Галаба (Узбекистан) и на станции Пешавар (Пакистан); и Кашгар (Китай) и на станции Андижан (Узбекистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом), что позволит привлечь интерес к перевозкам грузов по этому направлению, как грузовладельцев, так и транспортных компаний Афганистана и Кыргызстана;
  • использовать существующие международные автотрассы и организовать автомобильные перевозки грузов по существующим международным автомобильным дорогам из Кашгара (Китай) до Андижана (Узбекистан) и Пешавара (Пакистан) до Галабы (Узбекистан), с взиманием тарифа, как за железнодорожные перевозки;
  • сформировать зону мировой торговли на перекрестке транзитных коридоров Узбекистана;
  • создать Международную транспортно-логистическую ассоциацию, учитывая делегирование председательства ряда проектов Узбекистану, при уже существующей авторитетной организации ШОС;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, продолжение работы по гармонизации межгосударственных стандартов и работ по системе подтверждения соответствия в области железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры;
  • снижение сроков доставки грузов на полигоне республики для повышения привлекательности и комфортабельности железнодорожного транспорта;
  • поэтапное исключение сектора организаций, не связанных с перевозочной деятельностью, обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор в целях снижения нагрузки компании и сосредоточения материальных и финансовых ресурсов в основной вид деятельности – перевозки;
  • создание нового АО «Узтрансмашстройхолдинг»;
  • развитие конкуренции в сфере железнодорожных перевозок, в том числе путем создания частных грузовых компаний международных операторов, владеющих собственным подвижным составом, контейнерами, и обеспечения их доступа на рынок железнодорожных транспортных услуг;
  • создание Научно-исследовательских институтов, включающие в себя подготовку и переподготовку кадров в разработках научно-исследовательских и конструкторских работ и цифровых технологий.
Top