18:34 / 19.04.2021
3865
Налоговое бремя, сковавшее СМИ по рукам и ногам. Редакции ждут налоговых льгот от правительства

Налоговое бремя для СМИ – одна из основных проблем, от которых сегодня страдают редакции, особенно, частные электронные издания.

Место средств массовой информации в развитии страны – особое. Коррупционные преступления чиновников, бездействие ответственных лиц, приводящее к плачевным последствиям, и многие другие пороки, о которых все знают, но не могут с ними бороться – разоблачаются только после того, как о них напишут в прессе. Можно привести сотни таких примеров из мирового опыта. Поэтому президент Шавкат Мирзиёев призвал журналистов к активности: «Критикуйте. Это воздействует лучше, чем 3-4 постановления».

Роль СМИ в процессе создания сильного гражданского общества в Узбекистане возрастает с каждым днём. Вместе с тем, имеются и некоторые вопросы, препятствующие развитию сферы. Один из них связан с налогообложением средств массовой информации. Руководители ряда интернет-изданий Узбекистана в беседе с Kun.uz рассказали о высоком размере налоговых ставок для редакций, о негативных последствиях, и решении этой проблемы.

Лола Исломова, Anhor.uz

- Редакция у нас небольшая, и оборот невелик. Поэтому мы платим налог на доходы с заработной платы в размере 12 процентов, 12-процентный единый социальный платёж, и 4-процентный единый налоговый платёж с дохода. Предполагаю, что большинство редакций Узбекистана, возможно, с небольшими исключениями, работают по такому же принципу. Накапливается довольно много платежей.

Я хорошо помню время 6-процентного единого налогового платежа. Существуют средства массовой информации, зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели, и их немало. Считаю, что это – принудительная мера, чтобы меньше платить налогов и сдавать меньше отчётов.

Сложнее всего средствам массовой информации, имеющим большой штат сотрудников, оплачивающим аренду офиса и другие издержки, да ещё и являющихся плательщиками НДС. В Узбекистане не сформирован цивилизованный рынок рекламы. Поэтому общая сумма рекламы на рынке не велика. Точную цифру не помню, но эти сведения имеются у маркетологов.

Нужно, как минимум, два года, чтобы СМИ встало на ноги. И это - если до начала работы им выделены хорошие финансовые средства. Многие начинают работать без всяких финансовых инвестиций, поэтому им сложно наладить финансовое положение, встать на ноги, достичь уровня самообеспечения. Не все выдерживают этот марафон, и могут свернуть свою деятельность на этой стадии. По-моему, на стадии формирования в поддержке и налоговых льготах нуждаются все средства массовой информации.

Предоставление СМИ налоговых преференций – это не просто поддержка бизнеса, но и поддержка демократического пути развития. Поэтому очень важно говорить об этом и добиться льгот. Но это – нелегко, следует изучить также опыт других государств.

Если говорить о налоговых льготах, я призвала бы правительство к дифференцированному подходу к СМИ. Выделила бы информационно-аналитические издания в отдельную категорию. Ведь это – не просто предоставление информации или распространение развлекательных новостей. Анализ – это серьёзная деятельность экспертов, учёных, специалистов. Анализ формирует общественное мнение, делает общество грамотнее в экономическом, социальном и идеологическом плане. Учит быть терпеливее.

Аналитические средства массовой информации – это не просто бизнес, а поддержка демократического пути развития, повышение политической грамотности граждан. Поэтому аудитория у таких СМИ значительно меньше, чем у СМИ, предоставляющих лёгкие, развлекательные материалы. Естественно, и рекламы там меньше. Поэтому, если государство заинтересовано в грамотном гражданском обществе, оно должно их поддержать.

Государство только выиграет от поддержки средств массовой информации. Несомненно, здесь речь идёт о демократическом государстве. Государством установлены условия по получению и распространению информации в Конституции Республики Узбекистан, в ряде законов. Правительство не должно устанавливать других условий, иначе, это станет атакой на свободу слова.

В итоге хочу отметить необходимость возвращения всех электронных средств массовой информации в резиденты IT-парка. Это предоставит им возможность избавиться от вышеперечисленных проблем.

Абдугани Абдурахмонов, руководитель информационно-аналитического портала Xabar.uz:

- В прошлом году мы направили в Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации президента 10 предложений, направленных на развитие местных СМИ, поиск решения их экономических сложностей. Пока не чувствуется никаких изменений.

Печатные издания, в основном, обвиняют в том, что они зависят от принудительной подписки, не идут в ногу со временем, используют консервативные методы передачи информации. Лично я не согласен с этим мнением. Потому что в 2017 году мы создали сайт Xabar.uz при газете «Xabar». Наша газета продолжает выходить вместе с ним.

Направление сайта основано на оперативности, имеет другие жанровые особенности, поэтому он действует отдельно. Актуальные темы, аналитические статьи из нашей газеты публикуются также на портале Xabar.uz, но сайт и газета не повторяют друг друга. Хочу отметить, что Xabar.uz вошёл в десятку ведущих интернет-изданий Узбекистана, и количество его читателей растёт день ото дня.

Сегодня нелегко привлечь на сайт рекламодателей, получить рекламу от рекламных агентств. С денег, поступивших от рекламы, полученной на рынке, где крупные конкуренты вырывают её друг у друга, словно козлиную тушу во время козлодрания, - также взимается НДС. За расходы на подписку и доставку также установлен НДС.

Следует отметить, что введение НДС на рекламу и подписку еще более ухудшило экономическое положение редакций. Честно говоря, пресса – это не доходная сфера. Не только в Узбекистане, но и во всём мире. Даже такие крупные издания мирового масштаба, как Guardian, Times, живут на финансовую поддержку читателей, компаний-рекламодателей. Деятельность таких средств массовой информации, как BBC, Deutsche Welle, финансируется государством. И таких примеров можно привести очень много.

Мы не говорим о том, чтобы государство возмещало наши расходы и взяло нас под опеку. В таком случае СМИ не сможет сохранить объективность, и, естественно, мы этого не хотим. Хотим сказать, что в Узбекистане настолько неразвит рынок рекламы, что рекламодатели из года в год предпочитают размещать свою рекламу в социальных сетях, а не в СМИ. Пандемия также оказала серьёзное воздействие на рынок рекламы. Учитывая, что основным источником дохода изданий является это направление, я предложил бы освободить от НДС поступления от рекламы в средствах массовой информации. В целом, следует отменить НДС как для сайтов, так и для печатных изданий.

Кроме того, в целях социальной защиты сотрудников средств массовой информации нужно сократить на 50 процентов налог с их заработной платы. Также, целесообразно пересмотреть сбор по единому социальному платежу, взимаемый с работодателя. Если всё так будет продолжаться, закроются многие печатные и электронные издания. А восполнить их место будет очень и очень трудно.

СМИ никогда не были объектом производства. Мы являемся юридическими лицами, но наш юридический статус, деятельность, доход, резко отличаются от других налогоплательщиков. Поэтому, на мой взгляд, при налогообложении необходимо учитывать своеобразие сферы.

Хайрулла Косимов, финансовый директор сайта Nuz.uz:

- Независимо от размера, юридического статуса, к примеру, ООО, СП, ЧП и ИП, все средства массовой информации Узбекистана платят налоги за оказываемые услуги, наравне с субъектами предпринимательства, занимающимися торговой и производственной деятельностью. Тогда как образ деятельности СМИ, их финансовый оборот, источник доходов резко отличаются.

В средствах массовой информации республики, в частности, в 80 процентах электронных изданий не может быть проблем с НДС, потому что в большинстве редакций очень скромные поступления, и финансовый оборот не достигает 1 млрд сумов. Но в изданиях с оборотом более 1 млрд сумов проблемы, связанные с расходами, только увеличиваются, но никак не уменьшаются.

Приведу в пример редакцию сайта Nuz.uz.  Мы зарегистрированы в форме ООО, и уже давно страдаем от проблем с налоговыми ставками. Наша рабочая деятельность заключается в ведении сайта. У нас нет никаких льгот. В плане налоговой политики к нам относятся точно так же, как и к предпринимателям, занимающимся торговлей, экспортом или импортом, производством.

Если какая-то организация хочет опубликовать статью на нашем сайте, они платят деньги, а потом публикуют. Наши журналисты занимаются привлечением рекламодателей для рекламы своей продукции на нашем сайте, иногда реклама поступает от рекламных агентств. Но клиенты никогда не стоят в очереди за публикацией рекламы или PR-статей на нашем сайте. Может, это происходит в крупных изданиях, но у нас ситуация сложилась по-другому.

В крупных изданиях имеются отдельные менеджеры по рекламе, но у нас этим занимаются журналисты. Потому что наше финансовое положение не позволяет открыть отдельную вакансию для специалиста по привлечению рекламы. И что делать журналистам, писать статьи или заниматься поиском рекламы для сайта?! Конечно, нелегко. Всё это в конечном итоге упирается в налоги, высокие расходы редакции.

Вопрос налогов, которыми облагаются СМИ, является очень болезненным для нас. И руки у нас связаны. Как говорилось выше, наём отдельных работников для некоторых видов деятельности также связан с налогами. Потому что с увеличением штата растут и налоги фирмы.

Считаю, что правительству следует пересмотреть вопрос о налогообложении зарегистрированных электронных средств массовой информации, действующих на основании лицензии, принять сайты в резиденты IT-парка с получением юридического статуса, как и многие проекты, оцениваемых сегодня, как стартап, и предоставить им налоговые льготы. Потому что подобные платежи являются излишним бременем для независимых СМИ, обеспечивающих себя самостоятельно.

К примеру, следует поощрять деятельность субъектов, создающих новые рабочие места, вносящих определённый вклад в сокращение безработицы в обществе, так же, как и предпринимателей. В развитых государствах это существует в виде налоговых преференций, грантов местных и международных организаций. Разные международные организации также неоднократно обращались к нам с предложениями о предоставлении грантов, но, подумав о гипотетической возможности ущемления объективности из-за финансовой зависимости, мы отказались. Также, мы прекрасно знаем, что пережили средства массовой информации, получившие зарубежные гранты в недалёком прошлом.

Некоторые фонды Узбекистана выделяют гранты на 20-25 млн сумов для поддержки деятельности редакций, но этими деньгами невозможно распоряжаться свободно. На выделенные деньги в рамках строгой сметы можно только приобрести мебель, купить один-два компьютера, направить их на заработную плату работников, или на другие цели. Размер гранта очень мал, к тому же, многие не хотят получать гранты из-за последующих обязательств, ежемесячных, полугодовых и годовых отчётов.

Для решения подобных проблем предлагаю зарегистрировать средства массовой информации Узбекистана не с юридическим статусом ООО, ЧП или СП, а каждое издание в отдельности, как информационные агентства, а также применять определённые налоговые преференции к их деятельности. Хочу сказать, что мы готовы к изменению своего юридического статуса, если наш сегодняшний юридический статус препятствует для применения к нам льгот.

Недавно я пообщался с владельцем Telegram-канала с более чем 1 млн подписчиков. Он зарабатывает по 10 млн сумов в день от рекламы. Я спросил, платит ли он налоги, он ответил, что нет. А у нашей редакции, работающей уже несколько лет и имеющей государственную регистрацию, в день не бывает поступлений на 10 млн сумов. Telegram-каналы, как мы, не платят налоги, они перепечатывают материалы из изданий, с трудом держащихся на плаву, то есть, не затрачивают никаких ресурсов, да ещё у них вопрос ответственности также не поставлен, как у нас. Денежные расчёты у них происходят наличными. Во-первых, если так будет продолжаться, многие предпочтут заниматься неофициальной деятельностью, а не открывать официальное СМИ. Поэтому, на мой взгляд, нужно рассмотреть этот вопрос для защиты СМИ. Во-вторых, в законодательстве не должно быть пустот, все должны быть одинаковыми перед законом.

Хуршид Далиев, руководитель сайта Human.uz:

- Налоговое бремя СМИ – одна из проблем, от которых сегодня страдают редакции, в особенности, частные электронные издания. Объясню своё мнение на нескольких примерах. Скажем, в редакции постоянно трудятся 10 работников. Сегодня высок спрос на хороших журналистов, поэтому, если им будут мало платить, они уйдут в другие издания. А чем выше зарплата, тем выше налоги у редакции.

Редакция платит социальный налог в размере 12 процентов на каждого сотрудника, работающего в штате. Если зарплата сотрудника составляет примерно 5 млн сумов, социальный налог за одного сотрудника составляет 600 тысяч сумов. Представьте объём расхода, если количество сотрудников составляет 10, 20 или более. Сегодня – это не маленькая цифра.

Интересно, что мы оплачиваем этот налог, но ещё и с работника удерживают налог на доход. Получается, что один и тот же налог оплачивается дважды.

В такой ситуации редакции не оформляют своих сотрудников на работу официально. Они не заключают трудовой договор с журналистами, чтобы уйти от налогов, и выплачивают им зарплату в конвертах. Глава государства отмечал необходимость устранения теневой экономики, правительство старается обеспечить исполнение этого поручения, а непостоянство налоговой политики может снова «загнать» предпринимателей «в тень». Потому что система сама вынуждает.

В Узбекистане, почему-то нет специфического подхода к налогообложению средств массовой информации. А он должен быть. Потому что редакции нельзя сравнивать с другими участниками рынка. К примеру, сайты облагаются налогами так же, как и крупные производители Узбекистана GM, или Алмалыкский горно-металлургический комбинат. Тогда как, вышеуказанные крупные производители сами производят и реализуют свою продукцию. А сайты производят только информацию, и её реализации фактически нет, то есть, читатель не платит никаких денег за прочтение информации на сайте. В такой ситуации нелогично облагать одинаковым налогом два совершенно разных субъекта.

Основной доход редакций упирается в коммерческие статьи и рекламу. Обложение этих доходов НДС – отдельная тема. Пусть даже эти расходы введены недавно, или ранее, но для любой редакции с невысокими доходами они практически неподъемны.

В Узбекистане не выделяется никаких субсидий для СМИ. Фонд при Олий Мажлисе ежегодно выделяет грант до 30 млн сумов, но ведь это – мизер, и деньги эти особой роли не сыграют для организации деятельности редакции. Следует предоставить налоговые льготы и преференции средствам массовой информации. За счёт чего живут СМИ? Сейчас многим отраслям предоставляются преференции, так почему бы не предоставить льготы сфере, очищающей общество от пороков?

К примеру, мы не говорим о миллиардных средствах, выделяемых на развитие УзА и Национальной телерадиокомпании Узбекистана за счёт бюджета. Промолчим также о разрешениях, предоставляемых этим двум организациям для получения информации, о том, что любая информация предоставляется им в первую очередь, одним словом, об информационной монополии.

Нужно поддерживать СМИ, старающиеся обеспечить себя самостоятельно, создающие новые рабочие места. Любое средство массовой информации Узбекистана с первых же дней деятельности служит государству: освещает его деятельность, указывает на проблемы, отражает имеющиеся недостатки.

Государство только выиграет от предоставления преференций средствам массовой информации. Во-первых, в Узбекистане их не так-то и много. Поэтому отмена или сокращение налоговых ставок не приведёт к резкому сокращению бюджетных поступлений. Во-вторых, ввиду экономических льгот, предоставленных государством, СМИ страны достигнут экономической стабильности. Естественно, издания, обеспечивающие себя самостоятельно, будут выполнять свои обязанности, независимо ни от кого.

Беседовал Жамшид Ниёзов 

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва 

От редакции: Проблемы с налоговым бременем, от которых страдают представители сферы, не обошли стороной и предприятие – учредителя редакции веб-сайта Kun.uz. Если налоговые льготы для СМИ будут рассмотрены на уровне правительства и вопрос решится положительно, сфера журналистики в стране получит дальнейшее развитие, в результате которого будет создано много дополнительных рабочих мест.

Top