«Не оставляйте Родину тем, кто гонится за доходом» - рассказ братьев и сестры, «одолевших» химию
В отношении людей, преуспевших в каком-то деле, используется выражение «они одолели эту работу, или справились с ней». Наши сегодняшние собеседники по-настоящему «одолели» химию. Трое детей из одной семьи ещё молоды, но уже преподают химию. Они – победители международных олимпиад, и своих учеников довели до таких высот. Рассказ этих молодых людей, увлечённых наукой, никого не оставит равнодушными.
Два брата и сестра преподают химию в специализированной школе-интернате юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сины при Агентстве развития президентских, творческих и специализированных школ. Поверьте, их стремление к науке, неравнодушие к будущему страны в таком юном возрасте – заслуживает восхищения.
Бехзод Болтаев обучается в магистратуре по направлению общей хирургии Ташкентской медицинской академии. Он завоевал 2 серебряные медали на международной олимпиаде по химии имени Менделеева, и 2 золотые медали на мировой олимпиаде. Награждён медалью «Шухрат», премией «Мард углон» и знаком «Отличник народного образования».
Бобур Болтаев окончил Ташкентский медицинский институт педиатрии. Получил бронзовую медаль на олимпиаде Менделеева и 2 бронзовые медали на мировой олимпиаде. Награждён знаком «Узбекистон белгиси».
Мохира Болтаева – студентка 3 курса Ташкентского медицинского института педиатрии. Завоевала бронзовую медаль на олимпиаде Менделеева и серебряную медаль на мировой олимпиаде. Обладательница премии «Зульфия». Братья и сестра с 2019 года работают педагогами-воспитателями в специализированной школе-интернате юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сины.
Преподавание без диплома педагога
По словам Бехзода Болтаева, их пригласили в специализированную школу-интернат юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сины для подготовки одарённых учеников к олимпиаде.
«Когда нам сделали такое предложение в 2018 году, наша команда состояла из 3 человек: я, Бехзод Болтаев, брат Бобур Болтаев и наш друг Жавлон Мухсинов. Сейчас команда расширилась на одного человека с приходом сестры Мохиры Болтаевой. Она тоже стала лауреатом международных предметных олимпиад, и доказала нам свои способности. Мы приняли её в свою команду и сейчас нас четверо. До работы в этой школе мы также работали в коллективе. Сначала нашей основной базой стал академический лицей Ташкентского медицинского института педиатрии. Это было в 2013-14 годах, когда мы готовились к поступлению. После окончания лицея, на его базе мы помогаем подготовке талантливой молодёжи из этого лицея и многих областей к международным предметным олимпиадам» - говорит наш герой.
«Наша система обучения продолжается почти 12 часов»
Бобур Болтаев рассказал о том, как организованы уроки в школе. «Учёба у нас продолжается почти 12 часов. Всё это время занимаемся только химией. То есть, 5 часов ребята работают над задачами определённой олимпиады. Потом мы занимаемся с ними. И ещё три часа – работа над собой. Узбекистан получил 24 медали на мировой олимпиаде, 19 из них принадлежат нам и нашим ученикам. С 2015 года мы получили около 30 призовых мест. В общем итоге на международных олимпиадах мы завоевали примерно 50 медалей», - говорит Бобур.
По словам Мохиры Болтаевой, работа с учениками подразумевает большую ответственность: «Потому что им преподают мои учителя. Теперь я нахожусь на одном уровне со своими учителями, преподаю ученикам, как и они. Поэтому ответственность велика. Но преподавать ребятам несложно. Они мне как младшие братья и сёстры» - рассказывает младшая представительница семьи химиков.
«Этот метод оправдал себя»
Бехзод рассказывая о проблемах, встречающихся в образовании, отметил, что в образовании важна гибкость. «У учителя есть идея, и метод для её осуществления. Но существует столько бюрократических преград, что иногда вероятность её осуществления сводится к нулю. Когда мы предложили свой метод, нам ответили, что он не соответствует нашей системе образования. Но заявили, что создадут альтернативные условия для нашей группы, состоящей из одарённых молодых людей. Два года на нас «закрывали глаза», и на том спасибо. Мы были вынуждены преподавать химию даже во время преподавания некоторых предметов. В школе мы использовали свой метод гибкого образования. 2 наших ученика получили серебряные медали, и один ученик – бронзовую медаль на международной олимпиаде по химии имени Менделеева, признанной на международном уровне, которая проводилась в этом году в 55-раз.
В целом, сборная Узбекистана получила на этой олимпиаде 1 золотую, 4 серебряные и 2 бронзовые медали. На этой олимпиаде наша команда заняла третье командное место после России и Румынии», - рассказывает молодой педагог.
«Для преподавания не нужен диплом»
Мнение Бехзода поддержал и Бобур. По его словам, диплом сейчас ничего не решает: «Для преподавания диплом не нужен. Человек, у которого есть знания, может чему-то научить другого человека. Мы учились сами, и обучали других. К примеру, когда я выиграл олимпиаду в лицее, стал помощником своего брата. Брат учил меня, и мы с ним вместе продолжили уроки, а я ему помогаю» - говорит Бобур.
«Мы с каждым днём теряем таланты...»
Бехзод высоко оценивает потенциал учеников из Узбекистана. По его мнению, мы теряем таланты из-за невнимательности. «В 2019 году на мировой олимпиаде по химии сборная команда Франции завоевала 2 серебряные и 2 бронзовые медали. На этой же олимпиаде сборная Узбекистана также завоевала 2 серебряные и 2 бронзовые медали. Это не означает, что Узбекистан наравне с Францией. Но возможности у нас равные. Если рассматривать с точки зрения экономики или научного потенциала, Францию невозможно сравнивать с Узбекистаном. Значит, мы с каждым днём теряем таланты. Они находятся среди нас, но ни общество, ни они сами, не знают, на что способны, и мы день ото дня упускаем такое богатство».
«Нужно знать, в каком направлении развивается мир»
Бехзод дополнил своё мнение о системе образования Узбекистана, и сказал, что в этой сфере необходимы более решительные изменения: «Сейчас создана отдельная организация для олимпиады. Существует отдельный департамент, работающий с одарённой молодёжью. Теперь появилось представление о том, что людям, работающим с олимпиадами, не нужен диплом педагога. Во-вторых, современный педагог и учитель должен стремиться к усвоению мирового опыта. Мы вводим новшества, говорим о третьем ренессансе. Для этого прежде всего нужно знать, в каком направлении развивается мир. Если автобус отъехал с остановки, нужно знать, куда он едет, чтобы догнать его».
«Отъезд одного уникального специалиста сродни утрате целой сферы»
«Сейчас есть много талантливых людей, но из-за давления бюрократических преград они вынуждены уезжать за границу. А после отъезда мало кто возвращается в Узбекистан. Представьте, что в Узбекистане был всего один хороший трансплантолог. Ему не дали работать, и он уехал. Знаете, чего лишился Узбекистан? Целой сферы трансплантологии» - говорит Бехзод.
«Зачем оставлять Родину каким-то эгоистам, получающим доход из-за того, что они шустрее, чем другие?»
Бехзод считает, что молодёжь выезжает за границу из-за своей нерешительности, из-за того, что они легко свыкаются со своими поражениями, и не хотят бороться: «Кто-то не смог реализовать здесь свой талант, и уехал. Это всё равно что признать поражение. Молодые люди должны быть волевыми. Почему вы уезжаете, проиграв кому-то? У молодёжи должен быть боевой дух. Раз проиграли в первом раунде, значит, не хватило сил. Соберитесь с силами, и выйдите во втором раунде. Если опять не хватило сил, задумайтесь, ведь раундов ещё много?! Впереди целая жизнь, ниспосланная богом, карьера, долгий жизненный путь, и это – его достижение. А если сил не хватает, нужно их накапливать. Молодые люди, в основном, должны получать знания и учиться профессии. Нужно ехать за границу, чтобы изучать сферу, которой нет в Узбекистане, но не следует забывать о долге, оставшемся на Родине. Если кто-то, проиграв, уедет, в сфере ничего не изменится».
«Если бы знания всё решали...»
«Эта Родина осталась нам в наследство от предков, и мы оставим её своим детям. Зачем оставлять Родину каким-то эгоистам, получающим доход из-за того, что они шустрее, чем другие? Если бы знания всё решали, сегодня высшие слои общества составляли бы именно знающие люди. У некоторых очень хорошие знания и профессия, но они занимают очень низкую позицию в обществе. Значит, они не могут победить в обществе. У них следует воспитывать и другие качества, пока они не станут боевыми, волевыми, стойкими. Если у них есть своя правда, надо за неё бороться. Сегодня у молодёжи эти качества не развиты. Раз они уезжают и не возвращаются, значит – проиграли. Уехали, потому что столкнулись с трудностями. А нужно захотеть, чтобы другие люди не увидели этих трудностей в стране» - говорит Бехзод.
Младшая представительница семьи химиков Мохира рассказала, что она получает образование по раннему выявлению рака, хочет изучить эту сферу за границей, а потом развивать в Узбекистане. Честно говоря, нас очень впечатлило, как совсем юная девушка, только начавшая самостоятельную жизнь, желает помощь своими знаниями всем соотечественникам. Ведь сколько ответственных лиц сферы безразличны к здоровью нашего народа, а самоотверженные молодые люди, ещё не получившие диплом, надеются на лучшее будущее.
Побольше бы таких молодых людей, которые ценят науку. Потому что, помимо науки, нет другого спасения...
Зухра Абдухалимова, корреспондент Kun.uz,
оператор – Абдусалим Абдувохидов
перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова
Новости по теме
16:03 / 30.09.2024
«Зарплата учителей в размере 1 тыс. долларов становится реальностью» - Мирзиёев
15:26 / 30.09.2024
Число учителей с зарплатой более 10 млн сумов увеличилось в 59 раз с 2020 года
13:31 / 30.09.2024
За семь лет на развитие образования в Узбекистане выделили 216 трлн сумов
09:42 / 25.09.2024