Новый закон «О рекламе» свяжет по рукам и ногам предпринимателей?
Известно, что развитие каждого бизнеса зависит от эффективной рекламы. Законопроект «О рекламе», одобренный в Законодательной палате в первом чтении вызывает большое беспокойство у предпринимателей. Молчание ведомств, ответственных за поддержку предпринимательства ещё больше увеличивает эту тревогу.
Мы писали о том, что новый закон может привести к резкому сокращению доходов средств массовой информации, особенно телеканалов, и серьёзным проблемам предпринимателей при реализации своей продукции и услуг, а также о том, что введение финансовых санкций за нарушения рекламного законодательства - это нонсенс для нашей правовой системы.
В статье речь пойдёт о беспокойстве предпринимателей других сфер, в связи с принятием этого закона.
Согласно новому проекту закона «О рекламе», усиливаются ограничения при рекламе не только лекарств и безалкогольных напитков, но и продовольственной продукции с высоким содержанием сахара, соли и жира. С одной стороны, таким образом, преследуется цель некой защиты потребителей от подобной продукции, а с другой стороны, это станет ударом по деятельности представителей сферы, намеревающихся прорекламировать свои товары.
Дети и реклама
Согласно новому проекту (статья 16), запрещается использование изображений несовершеннолетних, употребляющих или использующих продукцию, запрещённую для потребления несовершеннолетними. Однако, это требование также стало слишком общим, и в нём немало неточностей.
К примеру, нет утверждённого перечня продукции, которую нельзя употреблять несовершеннолетним (не достигшим 18 лет). При отсутствии такого перечня невозможно заранее узнать, какая продукция входит в эту категорию.
Именно этот пункт, который можно интерпретировать как угодно, можно использовать в качестве одной из «лазеек», поскольку, здесь точно не говорится, какие именно продовольственные продукты или напитки квалифицируются как «запрещённые».
Торговля сладостями также под угрозой
Ограничение на рекламу продовольственной продукции с высоким содержанием сахара, соли и жира также беспокоит представителей сферы. Проектом предусмотрено введение ряда ограничений на рекламу такой продукции.
При этом, в действующих нормативных документах не указано, какая именно продовольственная продукция имеет высокое содержание сахара, соли и жира. Kun.uz с помощью специалистов-диетологов постарался внести ясность в вопрос: что же всё-таки входит в эту продукцию?
Мы выяснили, что к продукции, в отношении рекламирования которой установлены строгие ограничения, относятся сладкие напитки, фруктовые соки в упаковках, готовые завтраки, жареные блюда, кондитерская продукция, в частности, печенье и торты, продукция без глютена, мороженое, шоколад, обработанное мясо (колбасная продукция), сыр, высококалорийные кофейные напитки, и другая продукция повседневного употребления с добавлением сахара.
Запреты из законопроекта содержат много абстрактных понятий и неточностей.
Насколько мы готовы к этому?
«Обогащение» законодательства, регулирующего сферу рекламы, подобными экстремальными нормами, порождает вопрос: готовы ли к этому субъекты предпринимательства и производители, да и материально-техническая база компетентных органов?
К примеру, насколько готова система здравоохранения к классификации подобных вредных и безвредных веществ? Простой пример. Имеются ли у нас лаборатории, которые могут определить содержание сахара, жира и соли в составе продукта? На каком основании можно заявить, что в этой продукции мало или много сахара, жира или соли? Какова граница малого и большого количества?
Как видно, прежде чем добавлять новые требования в определённые законодательные нормы, правильнее было бы подумать о создании системы, определяющей эти требования, а после создания такой системы, вносить изменения и регулировать сферу.
Вместо заключения можно сказать, что в последнее время в законотворчестве глубоко не анализируется причинно-следственная связь. После введения строгих норм, направленных на интересы определённых лиц или групп в узких кругах, причиняется больше ущерба общим интересам государства и общества.
После подобного «завинчивания» гаек государственного контроля возникает цепная реакция – рекламодатель или распространитель рекламы невольно включат «ручной тормоз», опасаясь привлечения к ответственности. Это снизит объём торговли. А там, где нет торговли, не будет и поступлений. Соответственно, государственная казна лишится налогов. Работники останутся без работы и доходов, появится бедность. А бедность будет тянуть назад общие темпы роста государства.
Остановить это пока ещё не поздно. Законопроект находится в Законодательной палате на стадии подготовки ко второму чтению. Значит, ещё есть возможность что-то изменить, избавить предпринимателей от неизбежной кабалы (постепенно возникающего регресса).
Есть ведомства и организации, непосредственно ответственные за развитие бизнес-среды и предпринимательства в стране, имеющие право инициативы. К примеру, на основную арену должна выйти Торгово-промышленная палата, о существовании которой общественность в последнее время забыла, и руководителем которой является человек – врач по профессии, либо представитель по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при президенте, более активный в защите прав предпринимателей.
Логично надеяться, что именно они проявят инициативу в пересмотре нового закона о рекламе, сковывающего предпринимателей по рукам и ногам.
Ранее общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа сделал заявление о том, что, если будет принят проект закона «О рекламе» в новой редакции в форме, обсуждаемой в парламенте, финансовая стабильность всего медиа-рынка страны понесёт непоправимый ущерб.
Председатель совета общественности данного фонда Комил Алламжонов прокомментировал законопроект и сказал, что изменения, вносимые в закон, «убьют» СМИ в финансовом отношении.
Впоследствии председатель общенационального движения «Юксалиш», депутат Бобур Бекмуродов разъяснил процесс рассмотрения законов и заявил о концептуальном рассмотрения законопроекта в первом чтении, проведении обсуждения и голосования по каждой статье во втором чтении. Если какая-либо часть может причинить ущерб развитию сферы, можно изменить эту статью или полностью исключить её.
Также, лидер демократической партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров прокомментировал законопроект, и заявил, что фракция ДП «Миллий тикланиш» подготовила ряд предложений по данному документу, и имеется ряд возражений по поводу действующей редакции.
Новости по теме
19:49 / 13.12.2024
Оштрафовано ООО, разместившее рекламу о лечении БАДом онкологических заболеваний
15:18 / 09.12.2024
Порядок использования цифровых доказательств в Узбекистане утвержден законодательством
18:49 / 05.12.2024
Правительство потратило сверх бюджета 10 трлн сумов. Депутаты за 9 минут узаконили эти расходы
14:59 / 02.12.2024