16:27 / 01.06.2021
3971

В Фонде поддержки массмедиа выступили против нового закона «О рекламе»

В общественном фонде поддержки и развития национальных масс-медиа выступили против закона «О рекламе» в новой редакции, который может негативно повлиять на деятельность СМИ. В фонде считают, что к обсуждению и дальнейшей доработке проекта закона «О рекламе» в новой редакции парламенту необходимо привлечь все заинтересованные стороны, в первую очередь представителей СМИ.

Фото: KUN.UZ

Ранее сообщалось, что новый законопроект, ускользнувший от внимания общественности, может привести к резкому сокращению доходов средств массовой информации, особенно, телеканалов, и серьёзным проблемам предпринимателей при реализации своей продукции и услуг. Законопроект «О рекламе» в новой редакции одобрен 98,4 процентами голосов депутатов в первом чтении. Но некоторые его пункты вызывают возражения.

В фонде подчеркнули, что реклама является основным источником финансирования деятельности частных СМИ.

«Несомненно, принятие проекта закона в том виде, в котором его на данный момент обсуждают в Законодательной палате, нанесёт невосполнимый урон финансовой стабильности всего медиарынка страны, теле- и радиоканалы потеряют миллиарды сумов общегодовых доходов», - говорится в заявлении.

В частности, проектом предлагается установить запрет на размещение повторной рекламы товара в одном блоке. Практику размещения рекламы одного товара в одном рекламном блоке используют во всём мире, и чаще всего к данной практике прибегают крупные международные рекламодатели (инвесторы). Например, отдельные компании проводят имиджевую рекламу по всему миру и одновременно проводят рекламу стимулирующей акции на отдельном рынке. При этом рекламные ролики, их характер и предназначение могут быть разными, но рекламируемый товар один, и они могут в соответствии с маркетинговой стратегией размещаться в одном рекламном блоке.

Также предлагается определить, что общий объём рекламы не должен превышать 15% от одного часа эфирного времени и 10% суточного эфирного времени. Анализ зарубежной практики показывает, что во многих странах, таких как США, Япония, Южная Корея, отсутствуют ограничения касательно объёма рекламного времени на теле- и радиоканалах. В ряде других стран, таких как страны Евросоюза, Центральной Азии, Индонезия, Азербайджан, Беларусь, реклама не должна превышать 20–25% суточного эфирного времени теле-, радиоканалов.

Важно, чтобы в законе были чётко определены сферы его влияния. Например, в предвыборный период СМИ будут вынуждены размещать в эфире и на своих страницах агитационные и иные рекламные материалы кандидатов. В этом случае они не должны учитываться в общем объёмеэфирного времени, выделяемого на рекламу.

Специалисты фонда полагают, что в теле- и радиопередачах длительностью 30 минут редакциям СМИ нужно позволить размещение пятиминутного рекламного блока вместо установленных в проекте 3 минут. Мы уверены, что ни одна редакция СМИ не позволит себе формировать рекламные блоки в ущерб интересам зрителей, теряя их количество.

«Учитывая социальную значимость отдельных товаров и услуг, необходимо более тщательно изучить необходимость установления запрета на рекламу медицинских средств личной гигиены, медицинских услуг, а также таких продуктов питания для детей, как каши, замещающие грудное вскармливание. Значительно пострадают от ограничения объёма рекламы и печатные СМИ, которые на данный момент с трудом привлекают рекламодателей», - отметили в фонде.

Таким образом, складывается ситуация, когда спрос на размещение рекламы в Узбекистане гораздо выше имеющегося на рынке предложения национальных теле- и радиоканалов. В результате чего рекламодатели искусственно выталкиваются на иностранные телеканалы и иностранные интернет-платформы, доходы которых зачастую не попадают в экономику Узбекистана и не являются налогооблагаемыми в Узбекистане.

Также негодование общественности вызывают чрезмерно высокие штрафы, устанавливаемые за нарушения законодательства о рекламе.

«В марте фонд направлял в Антимонопольный комитет, который выступил основным инициатором и разработчиком данного проекта закона, предложения и рекомендации, нацеленные на недопущение негативных последствий от принятия данного законодательного акта. Однако данные предложения не нашли своего отражения в проекте, представленном на рассмотрение в парламент», - отметили эксперты.

В фонде считают, что к обсуждению и дальнейшей доработке проекта закона «О рекламе» в новой редакции парламенту необходимо привлечь все заинтересованные стороны, в первую очередь представителей средств массовой информации.

«В случае необходимости фонд готов оказать содействие в организации такого обсуждения проекта в Законодательной палате Олий Мажлиса», - говорится в заключении.

Top