19:18 / 02.08.2021
4824

Сельская жизнь, секрет немецких сельчан – беседа с узбекским агрономом в Германии

UzbekLife продолжает цикл интервью с нашими соотечественниками за рубежом. Наш очередной собеседник Санжар Махкамов - получил степень магистра по международному аграрному менеджменту в университете прикладных наук Германии Weihenstephan – Triesdorf. Он рассказал о достижениях в сельском хозяйстве Германии и о жизни на селе.

«Я всегда интересовался  профессией агронома»

Я впервые приехал в Германию в 2009 году. В то время я был студентом Ташкентского ирригационного института, и провёл студенческую практику в этой стране. В 2010 году вернулся в Узбекистан.

Я родился в Фаришском районе Джизакской области. Моя молодость прошла в далёких горах. В наших краях не было поливных площадей, все земли были богарными, с благоприятными условиями для животноводства. Человек, который вырос в кишлаке Узбекистана, обязательно разбирается либо в земледелии, либо в животноводстве. Многие связывают свою будущую профессию с этими сферами. Я все время интересовался профессией агронома, и хотел посмотреть мир, поэтому после успешного завершения бакалавриата, решил продолжить учёбу за рубежом.

Окончив учёбу, я снова приехал в Германию, чтобы получить образование в магистратуре. Получил степень магистра по специальности международного аграрного менеджмента в университете прикладных наук Германии Weihenstephan-Triesdorf. Потом начал здесь работать в отрасли сельского хозяйства.

Всего лишь два процента населения работает в сфере сельского хозяйства

Я работаю агрономом почти 8 лет, и могу сказать, что сельское хозяйство наших стран, отношение к земле кардинально отличаются друг от друга. В чём это проявляется? Во-первых, в Узбекистане до сих пор на первом месте стоит ручной труд, а здесь сельское хозяйство завоевала техника, используемая в широком масштабе. Верно, машина не сможет собирать клубнику, но в целом, сельское хозяйство невозможно представить без техники. Существуют факторы и потребности, которые привели к этому, к примеру, повысился спрос на рабочую силу с развитием интенсивной индустриализации, развитием промышленности. Всего 2 процента населения работают в сфере сельского хозяйства, но эффективность очень высокая.

Во-вторых, здесь земледельцы ощущают сильное давление за каждый килограмм зерна, они используют землю по максимуму, своевременно и по норме закладывают удобрения. Государство старается сократить использование удобрений, поэтому земледельцам немного сложно. Но это мероприятие, на самом деле, осуществляется ради экологии и здоровья человека, потому что переход минеральных удобрений в подземные воды и их циркуляция могут повлиять на здоровье человека.

В Узбекистане совершенно другая ситуация, фермер не является единоличным хозяином, он самостоятельно не решает, что ему сеять, и многие вмешиваются в работу фермеров. Естественно, выращенный урожай сдаётся государству.

В Германии земледельцы сами решают сколько и чего им сеять. Земледельцы полностью независимы, они действуют в своих интересах, выполняют всю работу в пределах нормы. Прибыль и убыток зависит только от них. Никакие чиновники или сотрудники органов не смотрят на объём его урожая, сколько он скосил, сколько осталось. Если он хочет, размещает в хранилище, или - сразу продаёт.

Недавно я вернулся из кишлака, где я вырос, и пожалел труд жителей кишлака, работающих до седьмого пота. Как вам известно, в этом году была засуха, которая особенно повлияла на урожай на богарных землях. Люди говорят, что с одного гектара получают 150 килограммов пшеницы. А в Германии для такого результата никто и стараться не станет. Верно, нужно учитывать своеобразие природы Германии, благоприятные условия для богарных земель. Осадки бывают круглый год.

В Германии основную часть сельскохозяйственных земель составляют богарные земли. Текущий год был дождливым, но в предыдущие 3 года была засуха, но всё же, даже на самых неурожайных песчаных, каменистых землях был получен урожай не менее 1,5-2 тонн. Фермеры не остаются в убытке более чем в 25 процентов. Обычно с богарных земель с высокой урожайностью можно получить более 10 тонн пшеницы. В Германии в течение года выпадает, в среднем, около 700 мм осадков. В Узбекистане - в среднем 200-300 мм, но и это бывает неравномерно. В апреле, когда нужна вода, дожди тоже бывают нечасто. Если в сезон, когда ожидаются осадки, бывает мало дождей, это сильно действует на богарный урожай.

По окончанию учёбы я сначала работал в биотехнологической компании SESVanderHave. Там я занимался производством гибридных семян сахарной свёклы, селекцией семян. Предоставляемые семена высаживал на испытательных площадках, потом в течение года собирал и анализировал данные о сопротивляемости различным заболеваниям, о своеобразии сортов, и обосновывал разницу между сортами.

С 2017 года я работаю в компании по поддержке полевых исследований Field Research Support, которая проводит испытания пестицидов, защищающих растения. Концерны регистрируют лекарства, и, прежде чем вывести их на рынок и получить сертификат, предоставляют лекарства регистрирующим компаниям. Лекарства, отвечающие установленным требованиям, проходят регистрацию.

В Узбекистане предстоит ещё много работы в этой сфере. Здесь не регулируется регистрация, контроль, стандартизация импорта средств, защищающих растения, используемых против паразитов. Ситуация здесь такова, что любой бизнесмен может импортировать средства и зарегистрировать их. Зачастую он сталкивается с бюрократией, и это отталкивает крупные концерны от рынка Узбекистана, к которому и так мало интереса.

С другой стороны, существует понятие о вредном воздействии этих средств. Если побрызгать ими на какие-либо фрукты или овощи, определённый процент средства может остаться в этой продукции. Это, конечно, требует профессиональных знаний, формирования опыта и высшего контроля.

Чем отличаются немецкие сёла?

Наши страны отличаются друг от друга с точки зрения развития, и могу сказать, что и сёла так же различаются. Здесь вы не увидите кишлаков, к которым вы привыкли. У каждого сельчанина нет скотины, овец, коз, кур или приусадебного участка. Здесь если и держат домашних животных, но соблюдают установленный порядок. В основном, тут не разрешают держать скот или других животных. Обычно вы не сможете найти в Германии приусадебный участок больше 1-2 соток, но и на них выращивают цветы и декоративные кустарники. Сёла здесь небольшие, компактные, и количество хозяйств не так велико.

Германия – глубоко индустриализированная страна. Часть сельчан работают на заводах, фабриках, в супермаркетах, в различных отраслях торговли и обслуживания. В целом, здесь много видов работы, и самой работы тоже немало.

Сельская жизнь

В развитых странах, в том числе, в Германии горожане и сельчане не особенно отличаются друг от друга, то есть, с первого взгляда вы не отличите, откуда человек – из города или из села. Люди общаются совершенно на другие темы. В Узбекистане обычно сельские жители говорят об урожае, о ценах на рынке, дороговизне, нехватке масла, нехватке денег. А в Германии такого нет. Как я уже говорил выше, всего 2 процента населения работают в сельском хозяйстве или земледелии, кроме того, у них есть постоянное место жительства, высокая зарплата, да и в сёлах решены все бытовые проблемы. А в кишлаках Узбекистана все занимаются непосредственно земледелием.

Тем не менее, сходство тоже имеется. К примеру, здесь сельчане тоже более искренни, гостеприимны и любезны, чем горожане. В целом, если описать немецкие сёла, они отличаются от городов только дальним расположением. Здесь нет бытовых проблем с канализацией, газом, электричеством. За 8 лет в нашем селе только 1 раз отключали электроэнергию, да и то, всего на час и заранее предупредив всех. Образование здесь одинаково в сёлах и в городах: от школьного здания до качества обучения. А если в мелких сёлах нет школ, то детишек возят на автобусе до ближайшей школы.

Беседовал Йигитали Махмудов

Top