«Правила игры должны знать все» - налоговый консультант о несправедливости камеральных проверок
В интервью проекту MFaktor Муроджон Мухаммеджанов, налоговый консультант и основатель United Tax Advisors, рассказал о нелогичных налоговых проверках и проблемах налогового законодательства.
«В сфере налогообложения нас ожидают изменения, которые повысят эффективность наших предпринимателей на 0,01 процента, а вот отрицательный эффект будет в 5-6 раз выше. Например, сейчас реализуются такие программы, как E-active, E-ijara. Предлагается законодательно обязать налогоплательщиков использовать программное обеспечение, разработанное налоговыми органами. Это очень опасная вещь, она похожа на идею о том, что налогоплательщиков можно направить туда, куда кому-то захочется. Такие новости невозможно встречать без негативных эмоций», - сказал он.
Кто подвергается камеральной проверке?
Налоговый консультант добавил, что предприниматели стали походить на водителей, не знающих правил дорожного движения.
«Камеральная проверка назначается в отношении предпринимателей, которые попадают в красный коридор высокого риска неуплаты налогов, (еще есть желтый и зеленый) программы «Риск-анализ» Налогового комитета, анализирующей риски уклонения налогоплательщика от уплаты налогов. Она анализирует финансовые и юридические действия хозяйствующего субъекта, такие как отчеты, товарооборот, и предприниматель помещается в один из 3-х коридоров. Хозяйствующие субъекты, попавшие в коридор высокого риска, будут отобраны для камеральной проверки.
При определении коридоров учитывается более сотни параметров. Если вы меняете свой уставный фонд или за год более одного раза сдаете перерасчеты по налогам, вы уже можете попасть в желтый коридор. Но налоговые органы не предоставили предпринимателю информацию о том, какие действия бизнеса перемещают его в красный, а какие – в желтый коридор. Эта информация закрыта. Предприниматели стали походить на водителей, не знающих правил дорожного движения.
Ни один предприниматель не знает, когда попадет в «рискованную» категорию. Это похоже на то, что вы отправляете слепого в поле и говорите ему, что там мины и что если на них наступить, то взорвешься. Это все равно, что сказать: взорвался – сам виноват.
Правила игры должны знать все. Но в данный момент эти правила скрыты. Идете ли вы направо или налево, идете вперед, назад или останавливаетесь, вы все равно остаетесь правонарушителем. В результате не только налоговые органы, но и само государство утрачивают доверие.
Если люди узнают об этой более чем сотне параметров, они начнут следовать «правилам дорожного движения». Если будут изобретены другие способы обмана, они также будут добавлены в правила.
С другой стороны, приходит электронное письмо: ваше предприятие подвергнуто камеральной проверке. Затем приходят налоговики и начинают проверять, но не говорят, по какому нарушению проводится проверка. Основание такое: вы попали под программу «Риск-анализ». Остается неясным, почему и из-за каких именно действий это произошло.
Получается, Налоговый комитет как-бы говорит: я могу проверить любого и тогда, когда захочу. Из-за таких правил, к примеру, мой партнер, который собирался ввезти товаров на 5 миллионов долларов, уехал в Казахстан.
У налогового комитета достаточно информации, чтобы в любое время просматривать и проверять остатки в бухгалтерской отчетности предпринимателей. Но они вынуждают нас вводить эту информацию в недавно разработанную систему E-active. Это странное решение, означающее, как минимум, непонимание деловой среды, может послужить источником наложения дополнительных штрафов на предпринимателей.
На встрече с предпринимателями 20 августа глава государства поручил отменить штрафы за камеральные проверки. Что сделали налоговые органы? Они увеличили количество проверок в этом году, имея в виду отмену штрафов в следующем. Я и сам являюсь налоговым консультантом и хочу, чтобы все предприниматели платили справедливые налоги, не уклоняясь от их уплаты.
Теперь в Налоговый кодекс вводится статья, которая называется проверка, проводимая до камеральной проверки. Это дает налоговикам возможность проверять любой бизнес в любое время. А неограниченные полномочия приводят к их ужесточению. Идея о том, что можно проверять, кого захочется и в любое время, в конечном итоге приведет к коррупции», - сказал он.
Достаточно ли в Узбекистане налоговых консультантов?
В Германии работает более 10 000 налоговых консультантов при населении более 80 миллионов человек. В Узбекистане на 35 миллионов человек приходится всего 142 налоговых консультанта. В Узбекистане около 12 тысяч налоговиков. По отношению к ним этот показатель едва превышает 1 процент.
О налоговом законодательстве
Муроджон Мухаммеджанов подверг резкой критике налоговое законодательство.
«Проект изменений в налоговое законодательство размещен на сайте Rules.gov.uz. Каждый предприниматель должен досконально изучить этот проект, ведь эти изменения окажут прямое влияние на их будущую деятельность.
Налоговые консультанты и Торговая палата были на 100 процентов против внесенных изменений. Согласно действующему порядку, законодательство в этой сфере должно приниматься с согласия Торгово-промышленной палаты. Посмотрим, произойдет ли это. Если законопроект будет принят помимо воли защитника предпринимателей, то это полностью дискредитирует роль организации.
Нам сказали, что изменят Налоговый кодекс. Что сделали? Скопировали Налоговый кодекс России. Процентов 90-95 один к одному, взяли и внедрили. Многие положения и термины не вписываются в нашу нынешнюю экономику», - сказал он.
Новости по теме
10:16 / 25.11.2024
Негосударственные дошкольные и школьные организации освобождаются уплаты налогов и сборов
18:08 / 13.11.2024
В Ташобласти насчитали 3,3 трлн сумов налоговой задолженности
09:52 / 30.10.2024
Какие изменения ожидаются в налоговой политике в следующем году?
11:37 / 27.09.2024