12:30 / 25.03.2022
12663

Россия планируют выйти из постсоветского соглашения о пенсиях в СНГ

1 января 2023 года Россия планирует денонсировать соглашение о гарантиях прав граждан – участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Документ был подписан в 1992 году, участником соглашения также является Узбекистан. Одним из аргументов для отказа стала нагрузка на российский бюджет.

Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

Это следует из проекта федерального закона, разработанного Минтрудом и МИД России, передает РБК.

В свою очередь это не повлияет на действующих пенсионеров, изменения в основном затронут мигрантов. Со странами ЕАЭС Россия уже заключила новое соглашение.

«Соглашение успешно выполняло свою задачу по учету интересов тех поколений граждан, которые имеют стаж работы в СССР», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

С даты его подписания прошло 30 лет, в странах – участницах соглашения произошел переход от государственной системы пенсионного обеспечения к формированию пенсий на основе уплаченных страховых взносов. Поэтому положения договора СНГ «уже не соответствуют идеологии и основополагающим принципам пенсионных систем», «не позволяют гражданам указанных государств в полной мере реализовать свои пенсионные права при выходе на пенсию», следует из документа.

Законопроект согласован с Минэкономразвития, Пенсионным фондом, Минфином, поддержан государственно-правовым управлением президента и Счетной палатой, следует из сопроводительных материалов к проекту.

Соглашение о гарантиях пенсионных прав было подписано в 1992 году, его участниками, кроме России, являются девять стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина).

Документ предполагает, что пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства. Взаимные расчеты стран не проводятся (если только это не предусмотрено отдельными двусторонними договорами). При этом учитываются весь трудовой стаж и заработок, приобретенные на территории СССР до 1992 года, а также на территории стран-участниц с 1992 года.

Одним из аргументов для отказа от соглашения стала и нагрузка на российский бюджет: территориальный принцип договора подразумевает рост финансовых обязательств государств, где, например, выше уровень пенсий или ниже возраст выхода на пенсию. В частности, заработок живущего сейчас в России пенсионера, полученный в государствах СНГ, рассматривается как заработок, полученный на территории России, с переводом национальной валюты в рубли по курсу на дату назначения пенсии.

«В связи с ростом миграционных потоков в Российскую Федерацию растут и затраты на реализацию соглашения, при том что под него уже могут подпадать граждане, не имеющие или имеющие минимальный стаж работы в СССР и не внесшие вклад в развитие экономики страны», – указано в пояснительной записке.

Top