14:26 / 11.05.2022
9246

Газ и свет: когда прекратится выплата субсидий богатым?

Согласно госпрограмме на 2022 год, подготовка к энергетической реформе должна наконец начаться в этом году. Без этого не избавиться от очередей на АЗС и постоянных отключений электричества. Однако реформы, и без того затянувшиеся на несколько лет, могут быть задержаны под новым предлогом - влиянием войны: до сих пор нет ни слова о проекте постановления, который должен был быть разработан к апрелю.

10 мая в социальных сетях высказаны опасения, что либерализация энергетического сектора снова может быть отложена. По мнению экономиста Отабека Бакирова, последствия российско-украинской войны теперь могут помешать реформам, которые были отложены из-за пандемии.

Он отметил также, что 7 из 10 предприятий с самыми высокими убытками среди госпредприятий, прямо или косвенно связаны с энергетикой.

В 2021 году 10 госпредприятий понесли убытки в 5,9 трлн сумов, из них 7 – относятся к энергетике. Инфографика: Агентство по управлению государственными активами

«Из-за так называемых отраслевых предприятий мы выплачиваем огромные деньги за отсутствие доступа на рынок энергетическому сектору, и сумма этой платы растет из года в год. А ущерб, не отраженный в цифрах, не может быть измерен никакой величиной», — написал Отабек Бакиров.

Этим постом на своих страницах также поделились докторант Гарвардского университета, экономист Ботир Кобилов и известный Telegram-канал Davletovuz.

Когда будет готов долгожданный документ?

Узбекистану необходимо либерализовать рынки энергоресурсов и природного газа (с гарантиями социальной защиты). Об этом говорится в госпрограмме на 2022 год, утвержденной указом президента.

Согласно программе, проект указа президента по этому вопросу планировалось разработать к апрелю 2022 года. Проект должен включать:

  • развитие здоровой конкурентной среды в энергетике;
  • предоставление равных возможностей всем участникам;
  • внедрение прозрачных механизмов ценообразования.

Госпрограмма также предусматривает внесение предложений в правительство по введению к апрелю 2022 года социальных норм потребления энергоресурсов для защиты малообеспеченного населения.

Хотя срок в указе истекает в апреле, с момента его подписания никаких новостей не поступало. Это может указывать на то, что вышеупомянутые опасения, выраженные в социальных сетях, вполне обоснованы и что энергетическая реформа, вероятно, будет отложена.

Kun.uz попросил пресс-службу Минэкономразвития и Минэнерго прокомментировать ход разработки проекта постановления, а также вопрос о том, будет ли он вынесен на общественное обсуждение до его принятия. Представители министерства заявили, что официальный ответ на запрос будет предоставлен в ближайшее время.

Узбекистан занимает третье место в мире по объему энергетических субсидий

По данным Международного энергетического агентства, Узбекистан занимает третье место в мире по соотношению энергетических субсидий к ВВП после Ливии и Венесуэлы: в 2020 году Узбекистан потратил на энергетические субсидии 3,9 миллиарда долларов, или 6,6 процента ВВП.

Для сравнения, в 2020 году на субсидирование энергетики было потрачено 3,9 миллиарда долларов, тогда как на народное образование в том же году было выделено в два раза меньше - 2 миллиарда долларов.

Такая система субсидирования, по мнению экономиста Бехзода Хошимова, делает бедных беднее, а богатых богаче.

Дело в том, что потребление энергии (воды, газа, электроэнергии, топлива) у бытовых потребителей напрямую связано с их уровнем жизни. То есть более богатая прослойка использует больше энергоресурсов. Проще говоря, человек, живущий в 3-этажном доме, потребляет значительно больше газа, электричества и воды, чем человек, живущий в 3-комнатной квартире. Миллионы людей не пользуются кондиционерами в своих домах (потому что могут не позволить себе это), а у других дома 2-3 кондиционера и так далее.

Однако цены на энергию субсидируются одинаково для всех, поэтому чем больше энергии потребляет потребитель (за каждый киловатт-час электроэнергии или за кубический метр природного газа, «невидимые» для потребителя, но покрываемые за счет общенациональных налогов) тем больше он пользуется субсидиями.

Иными словами, теперь каждому потребителю, использующему электроэнергию и газ, их стоимость компенсирует бюджет, а значит, чем больше потреблено энергии, тем большую компенсацию он получит.

Это, с одной стороны, приводит к тому, что затраты «богачей» со значительно более высоким энергопотреблением «взваливаются» на плечи каждого (попросту говоря, богатые используют дешевую электроэнергию и газ за счет бедных), с другой стороны, у потребителей нет стимулов к экономии энергии.

Задача, поставленная в госпрограмме на 2022 год, - ввести общественные нормы потребления (квоты) энергоресурсов, реализация которых может снизить описанное выше неравенство.

Top