Узбекистан | 13:04 / 29.07.2022
2647
5 минут чтения

В Сенате рассказали о хищениях средств в сфере дорожного строительства

На совместном заседании комитетов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности обсуждена информация руководителя целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов о состоянии расходования средств, выделенных фондами развития автомобильных дорог на развитие отрасли в 2021 году и первом полугодии 2022 года.

Как сообщили в пресс-службе парламента, в 2021 году за счет средств республиканского бюджета выделено 10,1 трлн сумов на развитие сферы дорожного хозяйства, то есть на строительство и ремонт автомобильных дорог, эксплуатацию и содержание организаций дорожного хозяйства.

Фото: Информационная служба Сената Олий Мажлиса

Общие поступления территориальных фондов развития автомобильных дорог по итогам 2021 года составили 4 276,8 млрд сумов, из них в 2021 году израсходовано 4 049,0 млрд сумов. В 2022 году предусмотрено выделение 7,8 трлн сумов. За первое полугодие текущего года из выделенных средств освоено 3 194,0 млрд сумов, или 41% к годовому плану.

Общие поступления территориальных фондов развития автомобильных дорог в первом полугодии 2022 года составили 1 846,9 млрд сумов, а расходы – 820,9 млрд сумов. За счет выделенных средств в отчетном периоде выполнена строительно-ремонтная работа на автомобильных дорогах общего пользования протяженностью более 3 317,6 километров и внутренних дорогах протяженностью свыше 17 382 километров.

Вместе с тем, особое внимание уделено анализу сведений, представленных Министерством финансов, Генеральной прокуратурой и Счетной палатой, наличию ряда проблем и недостатков в расходовании средств, выделенных для сферы дорожного хозяйства страны.

Как показали изучения строительно-ремонтных работ по проектам дорожного хозяйства, проведенные инспекцией государственного финансового контроля при Министерстве финансов в 2021-2022 годах, в 45 случаях неэффективно и незаконно расходованы средства в размере 34 575,2 млрд сумов. Из них по итогам второго квартала 2022 года незаконно израсходованы средства в размере 23 177,4 млрд сумов, выделенных на строительно-монтажные работы.

Кроме того, согласно информации Генеральной прокуратуры, в 2021 году и в первом полугодии текущего года органами прокуратуры проведено в территориальных фондах всего 20 проверок, внесено 6 представлений о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях законодательства, в отношении 12 должностных лиц объявлено предупреждение, 11 лиц привлечены к дисциплинарной и 21 лицо – к административной ответственности, возбуждено 12 уголовных дел за случаи грубого нарушения закона.

К примеру, выявлено хищение средств фонда должностными лицами УП «Наманган куприклардан фойдаланиш» путем приписки в отчетах фактически невыполненных работ в размере 2,5 млрд сумов при выполнении работ по капитальному ремонту проектной стоимостью 3 млрд сумов автодороги 4R-125 «Гурумсарой – Ханабад – Чодак – Гулистан» в Папском районе Наманганской области на участке 10-37 км.

Фото: Информационная служба Сената Олий Мажлиса

Вместе с тем, включение в течение года дополнительных объектов в программы дорожных работ после их утверждения приводит к увеличению количества и стоимости, переходящих из года в год объектов. Эти объекты не сдаются в эксплуатацию годами, что оказывает свое негативное влияние. В свою очередь это приводит к неоднократному удорожанию стоимости объектов по сравнению с их первоначальной стоимостью, снижению качества строительства, реконструкции, ремонта и обслуживания автомобильных дорог, неэффективному использованию бюджетных средств и резкому увеличению расходов.

Участились также случаи расторжения договоров между заказчиком и подрядными организациями, так как продолжается строительство переходящих из года в год объектов, в связи с чем цены на строительные материалы в проектно-сметной документации увеличиваются в разы. В результате при переработке проектно-сметной документации по остаточным объемам работ объекта стоимость объекта увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной стоимостью.

Кроме того, хотя для всех хозяйствующих субъектов предусмотрено обязательное внедрение системы электронного оформления счетов-фактур, из-за различий в структуре счетов-фактур в строительной отрасли работа, выполненная в строительной отрасли, принимается в бумажном виде, а также заполняются электронные счета, которые не соответствуют строительной сфере. Это приводит, прежде всего, к припискам в строительной сфере, нецелевому превышению дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствию ежемесячной отчетности по объемам выполненных работ по видам работ и неточностям.

Фото: Информационная служба Сената Олий Мажлиса

По итогам обсуждения даны указания ответственным министерствам и ведомствам по устранению указанных проблем и принято совместное решение комитетов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности.

Новости по теме