Узбекистан | 17:50 / 10.12.2022
11894
7 минут чтения

Дорога ложка к обеду, а газ к зиме. Энергетический кризис – результат стратегических ошибок

Общеизвестно, что страны с холодными зимами создают подземные хранилища природного газа, регулярно их пополняют и тем самым обеспечивают потребителей. Уже сейчас в новостях часто встречаются фразы вроде «Страны Европы заполнили свои газовые хранилища».

Технологический процесс подземного хранения газа (Gas Storage Technology) заключается в размещении, хранении и извлечении газа в резервуарах, т.е. полостях, оставшихся после добычи каменной соли и других горных пород.

Подземные газохранилища представляют собой комплекс инженерно-технических сооружений, которые устраиваются вблизи магистральных газопроводов и крупных газопотребляющих центров, а в «пиковые» периоды, когда объемы потребления увеличиваются, оперативно покрывают дефицит, компенсируют сезонные, недельные и ежедневные изменения потребления, последствия аварий трубопроводов, служат для преодоления и создания стратегических резервов.

О словосочетаниях

Словосочетание «энергетический кризис» вторглось в нашу жизнь буквально за несколько дней. В ответ на вопрос, почему мы вынуждены использовать его, чиновники используют словосочетание «нехватка газа». Тогда приходится использовать словосочетание «почему газ не накопили на зиму», потому что... ситуация серьезная...

Когда мы говорим о «накоплении газа», нравится нам это или нет, на ум приходят подземные газохранилища.

Логические предложения, летающие в воздухе

Два года назад независимый исследователь Гулбахор Султанова рассказала Kun.uz о необходимости увеличения газохранилищ.

На самом деле Гулбахор Султанова не сделала никакого открытия, она просто констатировала некоторые объективные факты:

·       новые газохранилища не строятся;

·       конечно, газ нужно накапливать, без этого кризис неизбежен;

·       стабилизировать давление в разнокалиберных трубах можно только при наличии достаточного количества газовых хранилищ;

·       компрессорные станции, оставшиеся со времен СССР, не обновлены;

·       количество компрессоров не увеличено в зависимости от увеличения потребления;

·       инфраструктура газоснабжения не обновлена ​​в соответствии с ростом потребления;

·       сфера работает без научного подхода, без расчетов;

·       трагедии в домах, связанные с газом, также вызваны нестабильностью давления.

«Логические» оправдания

На вопрос, почему, чиновники говорят, что потребление и потребители (население) выросли. Возникает вопрос: должно ли население уменьшаться, а не увеличиваться?

Рост потребления естественен для растущей экономики и растущего населения. Каждое государственное учреждение должно принять его как объективный безусловный фактор и учитывать в своих расчетах, плане работы, сложных и простых прогнозах.

Зная текущий объем потребления, тенденцию роста объема по годам, можно путем несложных расчетов узнать будущий объем потребления. Естественно, как потенциальный дефицит, так и надвигающийся кризис.

И, конечно же, если кризис на горизонте, ответственность за то, чтобы поднять шумиху, лежит на ответственных лицах. Несообщение о надвигающемся кризисе является преступлением... После сообщения соответствующих организаций принимаются соответствующие меры и... кризис предотвращается.

Надо сказать, что один из чиновников Минэнерго сказал, что «мы предлагали создать новые газохранилища, но кое-кто выступил против». Мы не знали, кто эти «некоторые».

Кто виноват и что делать?

После начала войны России против Украины, которая вынудила Запад ввести санкции на российское топливо, всё европейское сообщество начало выражать серьёзную обеспокоенность в связи с потенциальным возникновением энергетического кризиса. Однако, в ответ на неутешительные прогнозы на приближающуюся зиму, страны ЕС предприняли решительные шаги по замещению российского газа. В частности, увеличились закупки сжиженного природного газа из США, Катара и Нигерии. К 4 декабря ЕС удалось заполнить свои газовые хранилища на 91%. Очевидно, что для быстрой реструктуризации импорта и, как результат, предотвращения острого дефицита энергии Европа составила и превратила в жизнь обширный и детальный план.

Понятное дело, что именно упущения при планировании привели к сегодняшнему энергокризису в Узбекистане. Согласно данным министерства экономического развития и сокращения бедности, около 20% спроса на электроэнергию не возмещается текущим уровнем производства в стране. В зимние периоды данный показатель достигает ещё более высоких значений. Пять из шести существующих ТЭС по республике не обеспечиваются газом в полной мере; на некоторых из них уровень недостатка топлива достигает 50%. Несмотря на это, импорт газа (который является топливом для производства 85% электроэнергии в Узбекистан) не увеличивается должными темпами, а экспорт в такие страны, как Китай не только продолжается, но и растёт, несмотря на громкие заявления чиновников из министерства энергетики об обратном. Почему данное министерство не предприняло решительных шагов во избежания текущей ситуации при наличии всех индикаторов надвигающейся беды – не понятно.

Очевидно, что создание новых газохранилищ не является долгосрочным решением проблемы. Не раз говорилось о том, что энергетическая инфраструктура страны безнадёжно устарела. Так, например, устаревшие энергоблоки теплоэлектростанций Узбекистана как минимум в два раза менее эффективны чем современное парогазовое оборудование. Также, в большинстве регионов страны сильно перегружены трансформаторы, а потери при передаче электроэнергии составляют 20%. Для модернизации энергосистемы необходима существенная либерализация всего рынка путём привлечения иностранного капитала и ноу-хау. Тем не менее, по неизвестным причинам, реформы запланированные на 2022 год были приостановлены на неопределённый срок…

Сегодня потребление газа населением выросло до 13 миллиардов кубометров, а на расходы ТЭС по республике выделяется 17 миллиардов кубометров газа. Однако, вместимость функционирующих газохранилищ составляет не более 4 миллиардов кубометров. Другими словами, наши хранилища в состоянии удовлетворить всего лишь 14% общего спроса страны на природный газ. У нас нет времени ждать плодов многолетних реформ. Наряду с началом реформ также необходимо срочное расширение и создание новых подземных газохранилищ, которые мы просто вынуждены заполнять на зимний период путём импорта природного газа.

Шокир Шарипов,
Шахзод Йулдашбаев.

Новости по теме