15:58 / 28.12.2022
3022

В 2022 году цены на автомобили на вторичном рынке выросли в среднем на 12-15%

Эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) провели анализ вторичного рынка автомобилей в Узбекистане за 2022 год.

Анализ показывает, что структура вторичного авторынка состоит в основном из отечественных автомобилей, доля которых составляет 70%, автомобилей производства ВАЗ (Лада) 12,7%, ГАЗ 2,5% и Hyundai 2%. Примечательным моментом в этом году является рост доли электромобилей BYD, которая в 2021 году составляла 0,1%, а в 2022 году достигла 1,2%. В целом доля электромобилей на вторичном рынке выросла с 0,4% в 2021 году до 2,28% в 2022 году.

Наиболее востребованными подержанными автомобилями в этом году стали Lacetti, Cobalt, Spark, Damas, Nexia 2, Nexia 3 и ВАЗ 2106, совокупная доля этих автомобилей составляет 48% от общего количества реализованных авто. При этом среди этих автомобилей предпочтения покупателей по моделям разделились следующим образом: 5,2% Lacetti (3 позиция), 4,9% Cobalt (4 позиция), 4,1% ВАЗ (Lada) 2106 и 3,0% Spark (2 позиция).

В 2022 году цены на автомобили на вторичном рынке выросли в среднем на 12-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом цены на разные модели автомобилей изменились по-разному.

В частности, Damas подорожал в среднем на 15%, ВАЗ (Lada) 2106 на 12%, Lacetti (3 позиция) 16%, Spark (2 позиция) 18%, Cobalt (4 позиция) 20%, Nexia 3 (4 позиция) 18% и Malibu 2 на 7%. Среди иномарок наибольший рост цен отмечен на автомобили KIA Carnival на 12%, Lada Vesta на 18% и Hyundai Sonata на 6%.

Согласно результатам метода эконометрического моделирования, при прочих равных условиях (при сравнении автомобилей одной марки, позиции и года выпуска), амортизация (износ) автомобиля за один год приводит к снижению стоимости в среднем на 3% по сравнению с предыдущим годом.

При этом анализ показал, что разные модели автомобилей меняются по-разному, например, Damas обесценивается в среднем на 2,5% в год, Lacetti (3 позиция) на 3,0%, Nexia на 2,4%, Spark (2 позиция) на 3,2%, Cobalt (4 позиция) на 3,9% и Malibu 2 на 5,9% в год.

Кроме того, в 2022 году средний год выпуска автомобилей на авторынке составил 2011 год, что соответствует среднему возрасту в 11 лет. Аналогично, в 2021 году этот показатель составил 2008 год, а в 2020 году - 2007 год, что соответствует среднему возрасту 13 лет. Это говорит о том, что автомобили на вторичном рынке становятся моложе, что связано с увеличением количества перепродаж относительно новых автомобилей.

Согласно расчетам, средний пробег автомобилей на вторичном рынке составляет 22 131 км в год, при этом для расчета использовались автомобили, выпущенные после 2012 года. Кроме того, было изучено распределение годового пробега автомобилей, в результате чего было установлено, что 60% владельцев автомобилей в Узбекистане проезжают в среднем до 22 000 км в год, 20% – от 22 000 до 30 000 км, а остальные 20% – от 30 000 до 100 000 км в год. Основываясь на этих результатах, были выделены три основные группы водителей.

Так, большинство автовладельцев были отнесены к первой группе, где ежедневный пробег не превышает 60 км в день, а автомобиль в основном используется для поездки по городу и собственных нужд. Во вторую группу, входят автовладельцы проезжающие до 82 км в день, ежедневно приезжающие/уезжающие на работу/учебу из пригорода или городские таксисты. Третья группа водителей проезжает в день до 274 км, к этой группе были отнесены городские и междугородние таксисты.

Кроме того, среднегодовой пробег автомобилей на вторичном рынке варьируется в зависимости от региона. Среди регионов самые высокие показатели пробега наблюдаются у автовладельцев в Сырдарьинской области 29,6 тыс. км, Андижанской области 27,4 тыс. км, Джизакской области 27 тыс. км, Ферганской области 26,8 тыс. км и Ташкентской области 25,5 тыс. км.

В Ташкенте средний пробег подержанных автомобилей составляет от 22 тыс. до 23, 2 тыс. км в год, при этом 38% вторичного авторынка приходится именно на этот регион.

Top