Узбекистан | 16:52 / 16.02.2023
7791
7 минут чтения

До начала апреля Ташкент получит 1000 новых пассажирских автобусов

С конца текущего месяца по апрель в столицу из Китая доставят 1000 новых автобусов. 700 из них будут на газовой тяге, 300 — электробусы. В настоящее время французская компания разрабатывает технико-экономическую основу трамвайной линии от Северного вокзала до парка «Новый Узбекистан». Об этом отвечая на вопросы Kun.uz сообщил ответственный сотрудник «Тошшахартрансхизмат».

Фото: Kun.uz

По словам сотрудника отдела маркетинговых проектов и внешнеэкономических связей АО «Тошшахартрансхизмат» Икрома Шодиева, к апрелю ожидается поступление в город тысячи новых автобусов. 

— В целях снижения количества вредных веществ, выбрасываемых в городской воздух общественным транспортом, в рамках программы обновления решено закупить в течение первого квартала этого года тысячу новых современных автобусов. Из этих 1000 автобусов 700 работают на сжатом природном газе, а 300 — полностью на электричестве (электробусы). Когда эти автобусы выйдут на маршруты, можно будет в несколько раз сократить количество вредных веществ, выбрасываемых общественным транспортом в городской воздух. Кроме того, будут открыты новые автобусные маршруты.

Из этих автобусов 200 будут сочлененными, длиной 18 метров, и они будут задействованы на маршрутах с большим пассажиропотоком.

Контракты на закупку автобусов заключены с китайскими компаниями King Long и Yutong. Согласно документам, автобусы планируются доставлять с конца февраля.

Раньше завозилось по 100-200 автобусов в год, 1000 автобусов за 1 год - это очень много. Эти транспортные средства во многом помогут улучшить качество обслуживания жителей города и открыть новые маршруты.

— Вы можете раскрыть стоимость контракта?

— Поскольку это коммерческая тайна, извините, не могу. Но хотел бы отметить одно, для заключения контрактов была создана рабочая группа, то есть специальная закупочная комиссия под руководством министра транспорта. Эта рабочая группа выехала в КНР и посетила все 8 заводов-изготовителей, изучила их потенциал и возможности, а также опробовала машины на месте, чтобы определить их качество. Изучены отзывы на закупаемые автобусы. В результате изучения было принято решение о закупке автобусов у компаний Yutong и King Long.

Стоит также отметить, что автобусы закуплены с огромной скидкой. В дополнение к 3 контрактам на 1000 автобусов эти заводы в Китае дают два 18-метровых и два 12-метровых электробуса безвозмездно в пределах суммы контракта, кроме того, создание полностью оборудованных станций технического обслуживания в городе Ташкенте и автоматических моек автобусов осуществляется бесплатно, тоже в пределах стоимости контракта. Также, было согласовано предоставление нам запасных частей на сумму, составляющую 1 % от стоимости контракта (несколько миллионов долларов).

За год эксплуатации эти автобусы зарекомендовали себя как качественные, удобные для пассажирских перевозок и экономичные. Если раньше на этих маршрутах использовались автобусы Mercedes Benz или Man, которые, по сути, были убыточными, то в результате введения электробусов на тех же маршрутах в 2022 году общественный транспорт стал прибыльным, несмотря на ограниченный тариф.

— Что будет с имеющимися автобусами Mercedes Benz и Маn? Какова их доля в текущем автопарке?

- В настоящее время в АО «Тошшахартрансхизмат» имеется 8 автобусных парков, общее количество автобусов составляет около 1,5 тысяч, из них 500 автобусов Mercedes Benz. Эти автобусы закупаются с 2009 года. То есть среди них есть те, срок которых эксплуатации которых превысил 10 лет. Согласно действующему законодательству, техпаспорта не выдаются на автобусы старше 15 лет. А это означает, что они не могут обслуживать маршруты. К тому же, большинство из этих машин утратили свой потенциал с точки зрения технической и пассажирской безопасности. Поэтому было принято решение списать около 200 автобусов Mercedes Benz, устаревших, требующих больших средств на ремонт и малоэффективных.

- Что вы можете рассказать о трамвае? В конце прошлого года, когда президент ездил во Францию ​​с государственным визитом, сообщалось, что трамвайную линию будут строить французы. На какой стадии находится этот проект, составлено ли ТЭО?

— Более или менее конкретный план трамвайной линии сейчас один: по улице Новый Узбекистан до Северного вокзала. По проекту ведутся переговоры между французской компанией Alstom Минтрансом, «Ташшахартрансхизмат» и городской администрацией. В январе этого года их делегация приезжала в Ташкент, и вновь состоялись переговоры. В настоящее время компания Alstom работает над развитием ТЭО (технико-экономического обоснования). Это не малая работа, расчеты занимают много времени. Вообще строительство трамвая — дело не простое. Нужно предусмотреть многое, поэтому за 1-2 месяца это сделать невозможно.

Трамвай, предложенный Alstom, будет передвигаться по бесшовным рельсам. Трамваи, которые раньше ходили в Ташкенте, издавали звук при движении по рельсам, а новые будут бесшумными из-за отсутствия швов. Все это будут низкопольные, очень комфортабельные трамваи. Будут учитываться климатические условия и сейсмические аспекты Узбекистана.

— Насколько правильным вы считаете строительство первого трамвайного маршрута в парк «Новый Узбекистан», который находится далеко от центра города и его посещают далеко не все?

- Здесь следует иметь в виду перспективу. Согласно плану, по сторонам дороги к парку «Новый Узбекистан» будет возведено множество зданий и сооружений. Вы знаете, что уже строится олимпийский комплекс. Вокруг него будут построены жилые дома и другие здания. То есть через несколько лет эти улицы станут многолюдными, будет много жилых домов и других построек. Поэтому запуск именно этого маршрута на первом этапе признан правильным. Потом будут и другие этапы.

Беседовала Дильшода Шомирзаева,
видео - Асрор Алмуродов,

перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме