Узбекистан | 13:46 / 16.02.2023
3036
5 минут чтения

Иброхим Абдурахмонов рассказал, насколько необходима четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов

15 февраля в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялся очередной «правительственный час». В нем народные избранники обсудили вопрос «О проводимой работе по подготовке современных педагогов в педагогических вузах».

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса

На вопросы депутатов ответил министр высшего образования, науки и инноваций Иброхим Абдурахмонов, сообщили в пресс-службе парламента.

В «правительственном часе» депутаты выразили заинтересованность в проведении методики подготовки педагогов в педагогических вузах в соответствии с современными образовательными требованиями. Как отметил Абдурахманов, сегодня в стране 14 педагогических вузов готовят педагогические кадры по 27 специальностям. В этих учебных заведениях методика подготовки педагогов проводится в соответствии с современными образовательными требованиями. В частности, с учетом международных требований было полностью пересмотрено и усовершенствовано содержание 59 учебных планов на 2022/2023 учебный год и 1 004 предметных программ образовательных направлений и специальностей.

Также к подготовке учебных планов и научных программ в качестве экспертов и соавторов научных программ были привлечены специалисты зарубежных вузов. Учебный план и предметные программы приведены в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (MCKO+2011) и международными оценочными программами (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS).

Для прохождения квалификационной практики студентов 2-4 курсов вузов по подготовке педагогов, организуется стажировка в порядке «4+2» в президентских, творчески-специализированных, общеобразовательных и специальных школах, дошкольных образовательных организациях. Это, в свою очередь, послужит обеспечению гармонизации образования, теории и практики.

Депутаты, отметив работу, проводимую в данной сфере, обратились с вопросом к министру, насколько необходима четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов, в то время как в мировой практике обучаются лишь три года.

Как отметил министр, в результате оптимизации процесса подготовки педагогов высшего образования с 2020/2021 учебного года срок обучения по таким направлениям как музыкальное и технологическое образование, физическая культура, допризывная военная подготовка, изобразительное искусство и инженерная графика, физическая культура и спорт в дошкольном и начальном образовании устанавливается в три года.

В соответствии с указом главы государства «Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах» с 2022/2023 учебного года внедрить порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами, в частности, в текущем учебном году по 4 направлениям: математика и информатика (дополнительно учитель по информатике), педагогика (дополнительно учитель по воспитанию), биология (дополнительно учитель по естественным предметам), специальная педагогика: сурдопедагогика (дополнительно сурдопереводчик).

Отмечено, что внедрение практики по присвоению основной и дополнительной специализации (квалификации) послужит эффективной организации педагогической деятельности будущих педагогов. Исходя из этого, отмечено, что четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов обоснована.

В ходе «правительственного часа» народные избранники также обратились с вопросами о проводимой работой по подготовке педагогов со специальными педагогическими и психологическими навыками для преподавания учебников «Воспитание» в общеобразовательных школах.

Чиновник сообщил, что начиная с 2022/2023 учебного года внедрен порядок присвоения основной и дополнительной специализации (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами. В частности, с 2022-2023 учебного года на базе образовательного направления Педагогика и психология создано направление Педагогика (дополнительное образование).

Профессорами и преподавателями высших учебных заведений для будущих педагогов-воспитателей создается новое поколение учебной литературы из специализированных предметов, как «Теория и история педагогики», «Креативная педагогика», «Социальная педагогика», «Национальное воспитание», «Диагностика и коррекция образования» и «Методика преподавания предмета «Воспитание» в средних общеобразовательных школах».

Кроме того, для подготовки педагогов-воспитателей создана учебная литература по предмету «Методика преподавания предмета «Воспитание» в средних общеобразовательных школах». В данной учебной литературе дается ряд образовательных технологий и методик, а также рекомендации по подготовке будущих педагогов со специальными педагогическими и психологическими навыками обучения с использованием ситуативного образования, художественной педагогики и т. д.

Проводятся также лекции и практические занятия по выбору методов и технологий на основе креативного подхода, обеспечение их соответствия с национальным менталитетом, по эффективному использованию современных и вспомогательных форм организации учебного процесса и развитию профессиональной компетенции.

В ходе «правительственного часа» депутаты дали ряд предложений и рекомендаций по развитию сферы. По итогам обсуждений было решено обеспечить действенный парламентский контроль над вопросом повестки дня.

Новости по теме