Мощь Китая - возможность или угроза для нас?
18-19 мая в Сиане, Китай, пройдет саммит КНР-ЦА. Саммит проведет председатель КНР Си Цзиньпин. Ожидается участие лидеров всех пяти стран Центральной Азии. Президент России Путин не был приглашен на саммит. Политическая конференция проходит в то время, когда Россия ведет войну в Украине. На постсоветском пространстве наблюдаются очень важные геополитические процессы.
Сегодня Китайская Народная Республика является второй экономической державой мира. Ее военный потенциал также оценивается как второй после США. Темпы роста экономической мощи Китая поражают. Номинальный ВВП очень близок к ВВП США.
Но если измерять покупательной способностью, говорят, что она больше, чем ВВП США. Согласно отчетам международных финансовых институтов, крупнейшая экономика мира сегодня у Китая — 18% мировой экономики. Доля США, как говорят, составляет около 15 процентов.
По мере роста его экономической мощи растут и уверенность официального Пекина, и его амбиции в мировой политике. В последние годы кристаллизуется стратегическая борьба Пекина с коллективным Западом. Китайская Народная Республика является одним из великих создателей и знаменосцев многополярности в мире. В глобальной политике у официального Пекина тоже есть своя «команда», куда входят Российская Федерация, Пакистан, Иран и другие страны.
Когда страны Центральной Азии только становились независимыми, присутствие Китайской Народной Республики в регионе ограничивалось только торговлей и инвестициями. Спустя три десятилетия официальный Пекин стал первым или вторым (чередуясь с РФ) торгово-экономическим партнером Центральной Азии.
По официальным китайским данным на 2022 год, торгово-экономическое сотрудничество между Пекином и странами Центральной Азии превысило 70 миллиардов долларов. При этом становится ясно, что торгово-экономическое сотрудничество КНР в регионе ЦА больше, чем у России или стран Запада.
В плане безопасности и военного сотрудничества существует множество проектов, объединяющих страны региона. Например, такая многосторонняя организация, как Шанхайская организация сотрудничества. ШОС призвана формировать геополитические и геоидеологические взгляды стран Центральной Азии.
В марте этого года председатель КНР Си Цзиньпин и Путин выступили в Москве с совместным заявлением, включающим следующие заявления: «Мы не допустим внешнего вмешательства в центральноазиатский регион, мы не позволим деструктивному Западу осуществить цветные революции в этом регионе».
В апреле посол Китая во Франции сделал более интересные комментарии. По словам посла, Крым исторически принадлежит России, а суверенитет постсоветских государств не имеет прочного статуса в международном праве.
В последующие годы отношения Москвы и Пекина достигли статуса «глобального тандема». Глобальная цель этих двух стран – свергнуть гегемонию коллективного Запада с мировой арены и добиться многополярности.
Тревожным аспектом ситуации является то, что страны региона, их внешнеполитические ведомства и главы государств никак не отреагировали на заявления Путина-Си в Москве или посла КНР в Париже. По сути, они приняли эти заявления как данность. Если страны региона боятся по отдельности возражать и указывать красные линии тандему Москва-Пекин, то все пять республик должны были выразить свои возражения единым ответом. И Москва, и Пекин должны четко знать «красные линии» относительно суверенитета, территориальной целостности и регионального единства Центральной Азии и не должны переступать эту черту.
На фоне растущей глобальной мощи Китая и стремительно разрастающихся глобальных амбиций официального Пекина перед странами Центральной Азии встает исторически важный вопрос: кем является КНР, которая становится крупнейшей в мире экономической, военной и технологической державой, для стран региона — возможностью или угрозой?
Экономическое развитие часто носит региональный характер. В этом смысле перенос центра мирового экономического развития в Азию — это для нас большие возможности. Однако главная проблема заключается в политических взглядах, ценностях, долгосрочных целях и задачах Китайской Народной Республики.
Пекин внедрил на своей территории цифровой тоталитаризм, продемонстрировал новую технологическую модель отступления от демократии и прав человека, показал репрессивную модель агрессивной ассимиляции национальных меньшинств, которой еще не удавалось создать ни в одной другой стране. Именно эти аспекты должны побуждать нас смотреть на КНР с подозрением, недоверием и беспокойством.
До сих пор для стран Центральной Азии демократия и права человека, политический плюрализм рассматривались как определяющие факторы внутреннего развития. В новом глобальном контексте демократия и политический плюрализм также должны рассматриваться как средство реагирования на внешние угрозы.
Потому что сильно централизованные и личностно подчиненные политические системы, очевидно, станут легкой добычей для таких могущественных авторитарных государств, как КНР и Российская Федерация.
Камолиддин Раббимов,
политолог
Новости по теме
10:44 / 09.11.2024
В Узбекистане откроются китайские центры по повышению квалификации трудовых мигрантов
10:25 / 08.11.2024
Как будет строить отношения с Узбекистаном новый президент США?
16:26 / 05.11.2024
Китай представит новый истребитель-невидимку
14:18 / 05.11.2024