12:15 / 13.08.2023
56507

Не стоит «изобретать велосипед», его нужно использовать 

Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) совместно с редакцией Kun.uz провели опрос с целью оценить популярность велосипеда среди населения Узбекистана в качестве средства передвижения. 

Фото: Getty Images

В опросе участвовали около 100 тысяч респондентов. 

По итогам опроса было выявлено следующее:

1. жители страны передвигаются к рабочему месту посредством:

-автомобиля -51%;

-общественного транспорта -26%;

-пешком -16%;

-на велосипеде -7%. 

2. На вопрос наличия желания перехода на велосипедный транспорт при наличии удобной инфраструктуры

74% ответили ДА;

26% ответили НЕТ, и назвали различные причины отказа:

-расстояние - 12%,

-стеснение - 4%

-дискомфорт - 4%

-проблемы со здоровьем - 2%

-другие причины - 4%.

Езда на велосипеде имеет множество преимуществ:

➖ польза для здоровья: у людей, которые ездят на работу на велосипеде, риск развития рака снижается на 45%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний - на 46%.

➖ Экологическая выгода: Имплементация подхода голландцев (которые проезжают на велосипеде в среднем по 2,6 км в день) во всем мире, позволила бы сократить ежегодные выбросы СО2 в атмосферу на 686 млн тонн.

➖ Экономическая выгода: увеличение доли велосипедных поездок до 6% (велосипедные поездки заменят автомобильные) позволит ежегодно получать около 1,2 млрд долл. США глобальных выгод за счет смягчения последствий изменения климата. 

Существуют несколько препятствий для езды на велосипеде, которые можно разделить на 3 основные группы:

➖ восприятие и осведомленность о велосипедах является одним из самых основных препятствий на пути к достижению более высокой доли велосипедов. В частности, стереотипы, такие как «велосипед — для бедняков, кто не может позволить себе автомобиль» или «не подходит для женщин из-за менталитета»;

➖ неразвитая инфраструктура создает преграды для использования велосипедов, что может отпугнуть людей от этого экологически чистого и здорового вида транспорта;

➖ градостроительная политика по созданию города, дружелюбного к велосипедистам, может реализоваться не в полной мере. Также важна поддержка со стороны работодателей, в частности, создание душевых и мест для переодевания на работе. 

Осознав широкие преимущества велосипедного транспорта, правительства различных стран устанавливают целевые показатели развития велосипедного движения, к примеру:

·       В Англии анонсирована цель удвоить количество велосипедных поездок к 2025 году по сравнению с 2013 годом.

·       В 2021 году был принят Панъевропейский план «велосипедизации», который нацелен значительно увеличить количество велосипедистов к 2030 году.

·       Франция в 2018 году взяла на себя обязательство утроить велосипедизацию к 2024 году. 

Текущее состояние в Узбекистане 

В Узбекистане все большее число людей начинает пользоваться велосипедом. При этом имеется ряд инфраструктурных недостатков, препятствующих переходу людей на велосипедный транспорт:

➖ очень часто велосипедисты встречаются с преградами в виде бетонных клумб, торговых прилавков, припаркованных машин и лотков для воды; 

➖ препятствием на пути велосипедистов становятся пешеходы;

➖ вдоль ряда улиц ширина велодорожек составляет 1 метр, что меньше по сравнению с мировыми стандартами;

➖ велодорожки не соединяются между собой в единую сеть, и велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части. 

В 2022 году в Узбекистане было официально зарегистрировано 9902 ДТП из которых 1136 (11,5%) приходится на велосипеды. При этом в 342 (3,5%) случаях причиной является отсутствие велодорожек. 

Для того чтобы велосипед стал более распространенным и массовым видом транспорта необходимо:

➖ создавать безопасную и удобную инфраструктуру для него, включая парковки и ремонтные станции.

➖ пропаганда велосипедов, как повседневного средства передвижения, поможет увеличить популярность их использования;

➖ развитие системы проката велосипедов (велошеринг) в городах и туристических районах.

Top