11:21 / 30.11.2023
8026

Как изменилась система общественного транспорта Ташкента?

За последние 2 года количество автобусов увеличилось в 2 раза. Их промежуточный интервал сократился в 2-3 раза и теперь составляет 8-10 минут. Ежедневный пассажиропоток достиг 1 млн человек, а время, необходимое въезжающим в столицу, чтобы добраться до центра города, сократилось с 45 до 30 минут.

Фото: Министерство транспорта

Особое внимание уделяется развитию системы наземного общественного транспорта в столице с целью создания комфортных условий для населения, улучшения экологической ситуации в городе.

В последние годы в городе были запущен общественный транспорт по новым маршрутам, модернизированы существующие автобусы, внедрены новые технологии управления и мониторинга системы.

Автобус в 135 раз эффективнее легкового автомобиля

На сегодняшний день в Ташкенте проживает 5 млн человек (постоянных жителей – 3 млн, приезжающих в город ежедневно — 1,5 млн, временно проживающих – 0,5 млн), из них мобильное население в среднем составляет 3,5 млн человек.

Согласно проведенному анализу, ежедневное количество поездок мобильного населения столицы составляет в среднем 9 миллионов, из которых 6 миллионов совершаются на транспорте.

1,7 миллиона (28 %) рейсов, выполняемых на транспорте, приходится на общественный транспорт (автобус, метро), а 4,3 миллиона — на легковой автомобиль.

Протяженность 73 главных улиц столицы, по которым постоянно движется транспорт, составляет 472 км и рассчитана на среднюю пропускную способность 380-400 тысяч автомобилей.

В среднем по городу в течение дня движется около 1 млн автомобилей (770 тыс. – зарегистрированных, 200 тыс.— въезжающих и выезжающих), на главные улицы приходится в 2 раза больше трафика.

Согласно анализу, один легковой автомобиль перевозит в среднем 4,3 пассажира в день, а один автобус — в среднем 580 пассажиров (эффективность автобуса по сравнению с легковым автомобилем в 135 раз выше).

Количество автобусов увеличилось в 2 раза за последние 2 года

В последние годы был принят ряд президентских указов и постановлений, предусматривающих комплекс мер, направленных на удовлетворение транспортных потребностей жителей столицы, обеспечение приоритета общественного транспорта на улицах.

В результате, в 2022 году для Ташкента было закуплено 200 автобусов средней вместимости SAZ LE 60 и 190 автобусов большой вместимости MAN, а также впервые 20 современных электробусов.

А в 2023 году в результате реализованных проектов по капитальному обновлению подвижного состава городского общественного транспорта было закуплено дополнительно 1000 автобусов. В том числе 500 автобусов YOUTONG большой вместимости и 200 автобусов KINGLONG сверхбольшой вместимости, работающих на газе метане, а также 302 электробуса YOUTONG.

В результате количество автобусов за последние 2 года увеличилось в 2 раза (1959 единиц), а средняя вместимость подвижного состав — на 74% (155 тыс. пассажиров).

Интервал между автобусами сократился в 2-3 раза

В 2021 году сеть маршрутов насчитывала 144, а в 2023 году была разработана новая сеть маршрутов, чтобы полностью охватить все жилые районы столицы.

Эта сеть маршрутов состоит из 167 маршрутов 4 типов (101 связывающих, 14 кольцевых, 11 магистральных и 41 подвозочных). В настоящее время количество маршрутов, работающих по новой брутто-контрактной системе, составляет 167, а количество расписаний — 1638.

Организован 21 автобусный маршрут, связывающий агломерационные районы Ташкента с городом (Кибрайский район, Ташкентский район, город Янгиюль, Зангиатинский район, Янгибазар, Гишткуприк, Келес, ТашГРЭС, Минерал сувлар).

Если в 2022 году среднемесячная заработная плата водителей составляла 2,5 — 3 млн сумов, то в 2023 году в результате проведенных реформ среднемесячная заработная плата водителей доведена до 6,5 — 7 млн сумов.

В результате проделанной работы:

• интервал между автобусами сократился в 2-3 раза и теперь составляет 8-10 минут (раньше было 18-20 минут);

• ежедневный пассажиропоток увеличился в 1,7 раза и достиг 1 млн (ранее ежедневно перевозилось 650 тыс. пассажиров);

• время, необходимое въезжающим в столицу жителям, чтобы добраться до центра города, сократилось с 45 до 30 минут (более 900 тысяч жителей въезжают в столицу в день на общественном транспорте);

• увеличение средней скорости общественного транспорта с 18 км/ч до 21 км/ч было достигнуто за счет сокращения расстояния маршрутов в среднем с 18 км до 12 км, общей протяженности маршрутов с 2 тыс. 666 км до 2 тыс. 39 км.;

• в 2020 году автоматизированной системой оплаты проезда в городском общественном транспорте воспользовались 45 млн 244,4 тыс. пассажиров, а в 2023 году — 78 млн 515,3 тыс., или 173,5%, выручка увеличилась с 28,4 млрд до 98,6 млрд сумов, или почти на 347,2%;

• доля электронных платежей в общей выручке составила 60%.

Подводя итог, можно сказать, что создание комфортных условий для населения, регулирование движения автомобилей и снижение выбросов вредных веществ в атмосферу являются одними из основных задач. Для достижения этой цели в городе активно развивается сеть общественного транспорта, строятся новые линии метро, расширяется сеть автобусных маршрутов.

Top