Узбекистан | 20:54 / 27.12.2023
7256
8 минут чтения

Из-за грязного воздуха Ташкент становится очагом рака и астмы 

Из-за того, что воздух в Ташкенте ухудшается день ото дня, нашу столицу периодически называют одним из самых загрязненных и вредных для здоровья городов планеты. В отдельные дни количество мелких частиц PM2,5 превышает допустимое в 45-50 раз. Автомобильные выхлопы, уровни CO2 превышают норму в 4,4 раза. Это может привести людей, особенно маленьких детей, к неизлечимым болезням. Продолжительность жизни сокращается. Неужели мы потеряли Ташкент? 

Например, в Ташкенте 21 декабря предельно допустимое количество частиц PM2,5 выросло в 57 раз. Наука доказала, что PM2,5 вызывает рак и астму. 

По данным Узгидромета, 17 декабря максимальное содержание мелкодисперсных частиц РМ10 в воздухе Ташкента составило 241 мкг/м3, а мелких частиц PM2,5 – 211 мкг/м3. Это в 43 раза больше рекомендаций ВОЗ. Максимальное содержание оксида углерода (угарный газ) составило 6,2 мкг/м3, что в 1,4 раза больше допустимого. 

Среди этих частиц наиболее опасными являются именно частицы PM2,5. 

Что означает PM2,5? 

Концентрация частиц PM2,5 является основным параметром, используемым при оценке качества воздуха и его опасности для здоровья человека. По нормам ВОЗ среднегодовая норма PM2,5 не должна превышать 10 мкг/м3, а среднесуточная – 25 мкг/м3.

PM мелкие дисперсные частицы являются основным источником загрязнения воздуха. По происхождению PM 2,5 делится на искусственный и естественный: 

Искусственные частицы (созданные с участием человека) — самый главный источник – транспорт. К ним относятся двигатели внутреннего сгорания, промышленные процессы сжигания твердого топлива (уголь, нефтепродукты, мазут), строительство, добыча полезных ископаемых, многие производственные процессы (особенно цемент, керамические изделия, кирпич, плавка металлов), эрозия дорожного покрытия в городах, а также износ тормозных колодок и шин. В сельском хозяйстве вторичные частицы RM2,5 могут образовываться из аммиака. 

Естественные частицы – эрозия почвы и испарение в регионах, где наблюдается засуха. 

Поскольку PM2,5 – очень мелкая частица, она не приземляется под собственным весом, как крупные частицы пыли, они зависают в воздухе или летают. 

Крупные частицы в воздухе фильтруются в верхних дыхательных путях, в то время как более мелкие частицы, такие как PM2,5, могут перемещаться в глубокие дыхательные пути или даже в кровь. Они также приносят с собой вредные добавки и кислоты в организм человека.

Когда вредные частицы часто вдыхаются в организм человека, дыхательная и кровеносная системы могут медленно выходить из строя. 

Мы теряем Ташкент? 

Из года в год говорится о том, что воздух Ташкента ухудшается, что, безусловно, негативно сказывается на здоровье людей, что люди, особенно маленькие дети, подвержены тяжелым хроническим заболеваниям, а в конечном итоге это негативно сказывается на продолжительности жизни людей. Но практических действий по исправлению ситуации не предпринимается. 

В Ташкенте были вырублены деревья, безжалостно сокращены зеленые зоны, расширены дороги, а на широких улицах вместо урегулирования, строятся путепроводы для более комфортного движения автомобилей. Все это приводит к огромным пробкам. Выхлопы автомобилей отравляют легкие. 

Кроме того, в столице, ставшей огромной строительной площадкой, также повысился уровень пыли. Засухи и опустынивание, которые наблюдаются в нашем регионе в последние годы, являются причиной болезней, а также пыльных бурь. 

Пока не будет регулироваться движение на улицах Ташкента, не будет увеличено количество экологически чистого общественного транспорта, не будет предотвращена строительная пыль, будут вырубаться деревья, продолжительность жизни в Ташкенте будет сокращаться. 

«СO2, выхлопы. В 4,4 раза превышен ПДК. Это тоже астма. Больные дети. Короче будет жизнь», – пишет блогер Никита Макаренко. 

Специалисты отмечают, что переход автотранспортных средств с газового топлива на бензин, переработка автомагистралей гравием и песком привели к повышению уровня загрязнения атмосферного воздуха мелкодисперсными частицами PM и оксидом углерода (СО). Метеорологические условия – температурная инверсия, отсутствие ветра, повышение давления также препятствуют очистке воздуха в Ташкенте. 

Из-за низкой температуры воздуха и отсутствия ветра в атмосфере загрязняющие вещества увеличиваются и длительное время застаиваются. 

В чем решение? 

«Где обещанные меры по ограничению автомобилей? Миллион вариантов предлагали. Где платные парковки, где удорожание владением автомобилем? Где общественный транспорт?» – задает уместные вопросы блогер Никита Макаренко. 

Конечно, продолжение работы в этом направлении только усугубит ситуацию и никогда не приведет к ее улучшению. 

Необходимо срочно создать «зеленый пояс» вокруг Ташкента. (В этом отношении можно изучить и внедрить опыт Астаны, не заходя слишком далеко). 

Необходимо усилить контроль за выполнением строительных работ без пыли, с соблюдением санитарных норм. 

В Ташкенте необходимо увеличить насаждения. За вырубку деревьев следует применять более строгие меры — вплоть до длительного тюремного заключения, если это необходимо. В противном случае нарушителей невозможно остановить штрафами, которые сейчас кажутся им чем-то вроде «чаевых».

Необходимо расширить систему общественного транспорта, велодорожек. Для автобусов должны быть организованы отдельные полосы от центральной части проезжей части. 

Нигде на улицах столицы не должно быть бесплатной парковки для автомобилей. Пусть поездка по городу на личном автомобиле будет дорого стоить. Почему чья-то машина должна стоять бесплатно, на месте, которое принадлежит всем? 

Полосы широких улиц следует сузить, а посередине посадить декоративные деревья, отбрасывающие тень. Мы не извлекли пользу, построив город, адаптированный к автомобилям в течение стольких лет. Давайте же подумаем о людях. 

Как и в европейских странах, следует принять меры по ограничению использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, по крайней мере, в наших крупных городах. Переход на гибридные автомобили и электромобили следует начать всем сразу. 

Люди не осознают, что видят своими глазами, как над городом стоит смог. Чиновники, похоже, тоже спокойно относятся к тому, что люди гибнут один за другим. Но этот воздух медленно поглощает человеческий организм, доводя его до неизлечимой болезни. Приводит к преждевременной смерти. Особенно плохо это сказывается на детях. 

Еще не поздно. Ситуацию все еще можно исправить, приняв немедленные меры. Но если мы дойдем до безвозвратного состояния, наши последующие попытки будут тщетными. Похоже, мы очень близки к концу. 

Шухрат Шокиржонов, журналист

Новости по теме