Узбекистан | 19:47 / 08.05.2024
5179
10 минут чтения

«Трамвай в новом Ташкенте является приоритетом» - вице-президент компании Alstom

Фото: Министерство инвестиций, промышленности и торговли

Саша Парне, представитель французской компании, сообщил, что строительство трамвайной линии на территории Нового Ташкента узбекские власти считают приоритетным вопросом. По словам специалиста, при этом важно провести транспортные исследования на месте, на проект предполагается потратить сотни миллионов долларов.

«Ташкент планирует вернуть трамвай, но сегодня [если начнется строительство трамвая] необходимо будет менять сеть коммуникаций в городе, а это очень дорогая идея», - заявил представитель компании Alstom, которая должен реализовать трамвайный проект в столице.

Французская компания Alstom – один из мировых лидеров по производству железнодорожного транспорта, в том числе трамваев. Вице-президент компании по продажам и маркетингу в Африке, на Ближнем Востоке и Центральной Азии Саша Парне ответил на ряд вопросов корреспондента «Газеты.uz» о трамвайном проекте на Международном инвестиционном форуме, на днях прошедшем в Ташкенте.

«Восстановить старый трамвайный маршрут — одна из хороших идей»

Саша Парне подтвердил, что трамвайные линии в центральных частях города — это «значительное инфраструктурное строительство» на территории, где много инженерных коммуникаций, включая линии электропередачи, канализационные трубы, из-за чего строительные работы могут нарушить работу коммунальных сетей.

«Необходимы исследования, чтобы при прокладке линий попытаться максимально удовлетворить спрос на мобильность людей и в то же время не нарушать работу инженерных сетей, насколько это возможно», — сказал он.

Вице-президент Alstom считает восстановление трамвайных путей по старым маршрутам одним из хороших вариантов. «Потому что, если вы ничего не строили с тех пор, как [трамвайные линии] были там, то, очевидно, коридор доступен. Но вы также должны учитывать спрос и приоритет мобильности, где вы на самом деле нуждаетесь в этом больше всего», — заявил он.

«Новый Ташкент – приоритет для трамвайного проекта»

Власти Ташкента и Министерства транспорта сообщили французской компании, что приоритетным направлением для строительства трамвайной линии является Новый Ташкент, сказал Саша Парне.

Отвечая на вопрос о реализации проекта трамвая в районе старого Ташкента, Саша Парне подтвердил, что приоритетом является налаживание современного транспортного сообщения между столицей и новым Ташкентом, и что линии можно строить где угодно, в том числе в центр города. Однако никаких конкретных планов в этом отношении объявлено не было.

«Сейчас, насколько мы знаем, Новый Ташкент является действительно важным приоритетом на будущее. Я думаю, что связь между Ташкентом и Новым Ташкентом становится весьма приоритетной. Чтобы добиться нужного успеха, предпочтительно планировать этот проект и строить здания с использованием современных и низкоуглеродных технологий, экологически чистой мобильности вместо традиционных дорог и автомобилей, которые действительно перегружают дороги и загрязняют окружающую среду», — отметил он.

Эксперт также рассказал о двух путях реализации подобных проектов.

«Первый способ — комплексный подход, при котором приобретается пакет за пакетом, каждый элемент системы, а затем они объединяются в новую интегрированную линию.

Второй способ — привлечение подрядчика для создания системы «под ключ», в котором подрядчик несёт ответственность за фактическую интеграцию и комплексный дизайн всех необходимых элементов, включая рельсы, составы, системы энергоснабжения, сигнализацию, продажу билетов. Нужно учитывать множество аспектов, которые необходимо объединить в одну систему, чтобы они правильно контактировали друг с другом в интерфейсе, чтобы в итоге получить безопасную и надёжную систему, транспорт, который приходит вовремя каждое утро и вечер и без несчастных случаев», — сказал он.

Саша Парне отметил, что интеграция разных элементов трамвайного движения — важная и ценная часть проекта, позволяющая минимизировать время строительства при наличии опытных специалистов, которые смогут быстро провести интеграцию.

Говоря о примерной стоимости предстоящих проектов, вице-президент Alstom ответил, что не может указать конкретную цену, так как она варьируется в зависимости от устройства и дизайна города, но предварительно речь идёт о сотнях миллионов долларов.

«Ташкенту необходимо транспортное исследование»

Вице-президент Alstom считает, что для возвращения трамвая в Ташкент необходимо провести транспортное исследование, чтобы понять потребность в перемещении людей и товаров. Кроме того, предстоит понять, какое сегодня самое удобное средство перемещения для людей.

«Вы должны определить для себя, какая цель у города? Чего вы хотите достичь с точки зрения мобильности, чтобы удовлетворить потребности с учётом шума, загрязнения, выбросов углекислого газа и цены. После создания целостной картины вы можете сказать, что хотите отойти от традиционных легковых и грузовых автомобилей и использовать гораздо больше общественного транспорта, который в долгосрочной перспективе будет более экологичным и будет меньше негативно влиять на здоровье граждан, меньше загрязнять атмосферу твёрдыми частицами, выбрасывать меньше углекислого газа в условиях изменения климата. Рельсовый транспорт — это самый экологически чистый вид мобильности», — сказал он.

Чтобы оценить уровень устойчивой мобильности в городе, Саша Парне предложил измерить протяженность метро на душу населения. Например, в Дубае с населением 3,5 млн человек и длиной метро 70-80 км этот показатель составляет 20 км на 1 млн человек.

«В Ташкенте, я думаю, тоже около 20 км. Если посмотреть на города, транспортная система которых развита 100-150 лет, например, Токио, Париж, Лондон, то этот показатель составляет 100-150 км. Это означает, что Ташкент развиваясь может достичь такой цифры», - сказал он.

Саша Парне сказал, что не проводил транспортное исследование необходимости трамвайной линии в других регионах страны, но, согласно европейскому опыту, трамвайные линии важны, если численность населения превышает 200 тысяч человек. «Не обязательно иметь население в 1-2 миллиона человек, чтобы увидеть огромные преимущества общественного транспорта», - сказал он.

История проекта трамвая

В ноябре 2022 года во время визита президента Шавката Мирзиёева в Париж между Узбекистаном и Alstom была подписана «дорожная карта» по проекту строительства трамвайной системы в Ташкенте. Стоимость линий протяжённостью 9,1 км тогда оценивалась в 167,4 млн евро.

Бывший начальник Управления транспорта Ташкента Анвар Джураев летом 2022 года отмечал, что подготовлены предложения по двум маршрутам трамвая — от ТТЗ и от Ипподрома до Северного вокзала.

В январе 2023 года Джахонгир Артыкходжаев, бывший тогда хокимом Ташкента, утвердил «дорожную карту» долгосрочной программы в области инфраструктуры, градостроительства, общественного транспорта и локализации стоимостью 1 млрд евро.

В апреле прошлого года глава Минтранса Илхом Махкамов отметил, что эксперты предлагают начать работу со строительства трамвайной линии, которая свяжет «старый» и Новый Ташкент. «Они говорят, что если сейчас начать строить трамвай внутри города, мы столкнёмся с ещё большими заторами. Не после запуска трамвая, а во время его строительства. Это потребует очень много времени», — сказал он.

В конце марта текущего года министр сообщил, что работа по проработке маршрутов продолжается, назвав трамвай «крайне необходимой инфраструктурой для Ташкента».

В феврале 2023 года в интервью Kun.uz Икром Шодиев, сотрудник отдела маркетинговых проектов и внешнеэкономических связей АО «Тошшахартрансхизмат», отметил, что Alstom работает над развитием технико-экономической базы проекта, и что это не сиюминутное дело.

«Расчеты занимают много времени. Строительство трамвая — дело сложное. Есть над чем подумать, поэтому разработать основу за 1-2 месяца невозможно.

Трамвайная линия, предложенная Alstom, будет бесшовной. Трамваи, которые раньше курсировали в Ташкенте, издавали звук при движении по рельсам, а новые будут бесшумны из-за отсутствия швов. Это будут низкопольные, очень комфортабельные трамваи. В этом процессе необходимо будет учитывать климатические условия и сейсмические аспекты Узбекистана», - отмечал официальный представитель.

Новости по теме