«Лучше постоять в очереди за метаном, чем жить в холодном доме» — Минэнерго
С наступлением зимы работа метановых заправок снова ограничена, а очереди растянулись на километры. Пресс-секретарь министра энергетики Хасан Ташходжаев, отвечая на вопросы Kun.uz, посоветовал водителям заправляться бензином или покупать электромобили. Ответственность за ситуацию он возложил на погодные условия: «В декабре не бывает таких холодов, но в этом году у нас уникальная погода».
Каждый год зима приходит в Узбекистан, и так же привычно приходят энергетические проблемы: нехватка газа, низкое давление, дефицит энергии — от заправок до домовладений.
Ограничения и недовольства
С началом холодов работа метановых АГНКС была ограничена. Приоритет отдан поставкам газа для жилых домов и социальных объектов. Однако это привело к длинным очередям на заправках, где водители не могут найти ни газа, ни бензина, выражая недовольство сложившейся ситуацией.
Примечательно, что Министерство энергетики вновь указывает на «аномальные» погодные условия. Хотя в интервью Kun.uz Ташходжаев не использовал слово «аномальный», он отметил, что причиной стал «уникальный климат».
«Зима приходит всегда, но, если сравнивать с прошлыми годами, таких холодов в декабре не было. В этом году пришел особенный климат. С начала декабря холодно, и ожидается, что такая погода продлится до конца месяца. Более того, в конце этой недели и начале следующей прогнозируются еще более сильные холода.
Министр отметил, что подготовка к зимнему сезону велась по трём сценариям. Основная цель каждого из них — обеспечение теплом в первую очередь жилых домов и социальных объектов.
Что касается закрытия метановых заправок, то их график работы определяется в зависимости от возможностей и ситуации в каждом регионе.
Но даже если заправки закрыты, у наших водителей есть альтернативы. Они могут свободно заправляться бензином. К сведению: объемы бензина на бирже увеличены в два раза. Если потребуется, мы увеличим их в три раза. Проблем с запасами нет», — заявил пресс-секретарь.
В Ташкенте газовые заправки работают только в определенные часы, некоторые вовсе закрыты
Газовые заправки в столице Узбекистана ограничивают часы работы, а некоторые вовсе не работают даже днем. Водители, многие из которых зарабатывают на жизнь перевозками пассажиров, вынуждены стоять в очередях в надежде заправиться.
«С утра стоим, ждем, вдруг дадут газ. Никто ничего не объясняет. Понятно, что они тоже простые люди, все решается сверху. Мы объехали несколько заправок — ни газа, ни бензина не нашли. На заправках, где есть бензин АИ-80, очереди растянулись на километры. АИ-90 и АИ-92 слишком дорогие. Мы теряем и работу, и доход, и время, и нервы.
Если у наших чиновников не проснется совесть, будет тяжело. Люди говорят, жалуются, но их слова так и остаются словами. Те, кто наверху, не могут договориться, а до низов их решения даже не доходят» - говорят водители.
Добыча газа в Узбекистане сокращается с каждым годом, несмотря на это экспорт его продолжается. В прошлом году страна впервые начала импорт газа из России. Пресс-секретарь Министерства энергетики Хасан Ташходжаев отметил, что в настоящее время Узбекистан получает российского газа «столько, сколько помещается в трубах».
«Импорт газа растет. Раньше мы были экспортерами газа, а теперь становимся импортирующим государством. Почему? Потому что растет численность населения, экономика развивается, увеличивается количество предприятий, и вместе с этим растет спрос.
К сожалению, сокращение добычи газа из года в год также дает о себе знать».
В сложившихся условиях водители вынуждены искать бензин, который либо трудно найти, либо он становится финансово недоступным. Дефицит энергии затрагивает не только транспорт, но и дома жителей, создавая серьезные социальные проблемы.
«Лучшая альтернатива — бензин, а в будущем — электромобили» — Министерство энергетики
Пресс-секретарь Министерства энергетики Хасан Ташходжаев отметил, что текущая ситуация с газом требует временных ограничений на работу метановых заправок, чтобы сосредоточить ресурсы на обеспечении теплом домов и социальных объектов.
«Чтобы пережить зимний сезон без серьезных последствий, лучший путь — повысить качество и количество бензина, временно ограничив работу метановых заправок.
С октября 2023 года мы впервые начали получать газ из России. Планируемый объем — 3 млрд кубометров в год, и в будущем этот объем будет увеличиваться. Сейчас ведется работа в этом направлении.
Кроме того, продолжается разработка месторождений в Узбекистане, таких как Устюрт и другие регионы. Разработка одного месторождения занимает 20–30 лет, это не одномоментный процесс. Если все пойдет по плану, через 3–4 года мы сможем запустить новые месторождения, и тогда постепенно сократим зависимость от импорта газа».
Альтернатива для водителей
Ташходжаев подчеркнул, что бензин остается доступной альтернативой для водителей, особенно в условиях ограниченного газа.
«Если нет газа, есть бензин. Лучше немного постоять в очереди на метановой заправке, чем жить в холодном доме. А в долгосрочной перспективе я рекомендую задуматься о покупке электромобиля».
Министерство также заверяет, что ведет активную работу над увеличением объемов газа и улучшением энергетической ситуации в стране, чтобы минимизировать дискомфорт для граждан.
«Во-первых, зима пришла ко всем нам... назвать её праздником, конечно, нельзя, это сезон. Таксисты или другие граждане должны правильно понимать ситуацию... Мы увеличили объем бензина. Если невозможно ездить на метане, можно пользоваться бензином.
Во-вторых, у нас сейчас значительно увеличилось количество электромобилей. Даже в регионах есть люди, которые их покупают. Зарядка электромобиля обходится гораздо дешевле. Если заправка полного бака бензином стоит 200–300 тысяч сумов, то зарядка электромобиля — 60–80 тысяч, максимум 90 тысяч сумов. Однако никто ни разу не слышал, чтобы водитель электромобиля на “Яндекс.Такси” сказал: «Сегодня очень холодно, поездка стоит 60 тысяч, но я возьму с вас 30 тысяч».
Я не говорю, что наш народ должен полностью смириться, но в нынешней ситуации он должен понять её правильно. Если мы не предоставим бензин и закроем метановые заправки, люди могут сказать: «Как я прокормлю семью?». Однако, учитывая обстоятельства, будь это неделя или 10 дней — в это время вся страна, нация должны объединиться и поддерживать друг друга. Я считаю, это будет самым правильным решением.
Например, если мы не увеличим объем бензина, и это создаст значительные трудности для населения, то жалобы можно было бы понять. Но сейчас у них есть альтернатива. Они должны также подумать, что дома у кого-то могут быть маленькие дети или больные. Лучше немного подождать в очереди на метановой заправке, чем замерзать дома. Или, если не хотят ждать, могут заправиться бензином и спокойно ехать», — сказал Хасан Ташходжаев.
По его словам, в интернете неверно интерпретируют слова министра энергетики Джурабека Мирзамахмудова, сказанные год назад. Тогда министр имел в виду производство электроэнергии, говоря, что «со следующего года мы сможем полностью покрывать свои внутренние потребности».
«Узбекистан в данный момент, как отметил наш министр, имеет возможность полностью покрывать свои потребности в генерации. На сегодняшний день у нас нет проблем с генерацией. Перебои с подачей электроэнергии в отдельных местах связаны с проблемами в системах поставки и распределения. Большая часть оборудования используется уже 30–40 лет. Его нельзя заменить за один день», — сказал Ташходжаев.
Напомним, распространяются сообщения о том, что промышленные предприятия вокруг Ташкента также отключают от газа. Однако руководитель пресс-службы министерства заявил, что не располагает информацией об этом, указав, что за это отвечает «Худудгазтаъминот». Тем не менее, согласно соответствующим нормативным документам, за это несёт ответственность Министерство энергетики.
Новости по теме
10:11 / 10.12.2024
В Узбекистане объем автобензина на биржевых торгах увеличится вдвое
12:34 / 06.12.2024
Туркменистан увеличит объем поставок газа в Узбекистан
11:33 / 06.12.2024
В ноябре ущерб от незаконного использования электроэнергии и газа составил 160 млрд сумов
16:42 / 30.11.2024