Начало нового этапа в судьбе Центральной Азии? О чём говорит включение Азербайджана
Консультативная встреча лидеров Центральной Азии и Азербайджана, прошедшая в Ташкенте, на первый взгляд может показаться очередным формальным событием для человека, живущего в эпоху информационного перенасыщения. Однако на самом деле она закрепила ещё одно большое изменение в судьбе нашего региона. Прежде всего Азербайджан стал постоянным участником этого формата, а Узбекистан выдвинул инициативу о создании Центральноазиатского сообщества в центре региона.
15–16 ноября в Ташкенте состоялась консультативная встреча руководителей государств Центральной Азии. Это была седьмая встреча.
В эпоху огромных информационных потоков человеку бывает трудно глубоко понять, что именно происходит. Когда все средства массовой информации говорят об одном и том же, в сознании людей возникает ощущение однообразия, а происходящие события воспринимаются как некий непрерывный поток.
На деле же в судьбе и истории Центральной Азии происходят крайне серьёзные позитивные процессы. Они протекают в рамках дипломатических правил и политической взвешенности, поэтому, чтобы понять контраст с прошлым и оценить ситуацию во внешнем мире, требуется более внимательный взгляд.
Напомним: до 2016 года, особенно во второй половине 1990-х и в 2000-х, государства региона оказались фактически разделены на три группы. Одни ориентировались на Россию, надеясь на её военные, стратегические и экономические проекты; другие поворачивались к Западу и негласно противостояли соседям; Туркменистан же под флагом нейтралитета дистанцировался от региональных процессов.
В те годы невозможно было говорить о единстве мнений, политических и геополитических подходов. Напротив — скрытое и открытое соперничество стало обычным явлением.
Отношения Узбекистана почти со всеми соседями были крайне напряжёнными. С отдельными государствами границы были заминированы, поездки и пересечение рубежей превращались в тяжёлое испытание. Последние 8–9 лет, напротив, стали самым длительным периодом спокойствия, взаимного доверия, сотрудничества и геополитической сплочённости в новейшей истории Центральной Азии. Это — беспрецедентное достижение.
На ташкентском саммите лидеров стран Центральной Азии произошёл важный исторический поворот. Президент Мирзиёев объявил, что Азербайджан стал полноправным участником этого формата. Тем самым Центральная Азия и Южный Кавказ объединились в рамках ещё одного многостороннего клуба. Но, в отличие от других объединений, уровень искренности, равноправия и доверия между Азербайджаном и государствами Центральной Азии настолько высок, что очевидна взаимная заинтересованность всех сторон в таком партнёрстве.
На саммите президент Узбекистана Мирзиёев заявил, что консультативные встречи государств Центральной Азии за последние 7 лет успешно выполнили свою историческую миссию. Он высказал мнение о будущей роли этого формата и отметил, что пришло время сформировать стратегическую платформу под названием «Сообщество Центральной Азии». Для этого предложено учредить секретариат, создать совет аксакалов и повысить статус национальных координаторов.
Эксперты региона нередко задавались вопросом: почему консультативные встречи государств Центральной Азии не превращаются в полноценный интеграционный проект, институциональную организацию? Президент Мирзиёев в своей специальной статье, опубликованной накануне саммита, и в выступлении на самом саммите ответил на этот вопрос: для того чтобы избавиться от накопившегося между государствами региона недоверия, необходимо было подготовить основу для кооперации и интеграции. За прошедшие семь лет эта миссия в широком смысле была выполнена. Теперь поставлена задача определить организационную форму кооперации и интеграции и вывести её содержание на новый уровень.
Сотрудничество и взаимосвязанность Азербайджана и государств Центральной Азии достигли исторически беспрецедентной высоты. За последние три года лидеры стран Центральной Азии посетили Азербайджан 30 раз. Президент Азербайджана Алиев в свою очередь 13 раз посетил государства региона. В интервью, данном накануне ташкентского саммита, и в опубликованной статье Ильхам Алиев назвал сотрудничество между странами Центральной Азии и Азербайджаном «стратегической солидарностью».
Эта формулировка выбрана не случайно. И Южный Кавказ, и Центральная Азия живут в период внешних геополитических столкновений, напряжённости и давления, в условиях снижения глобального доверия и пересмотра международной политики. Смысл стратегической солидарности — создание сплочённого и единого формата глобального взаимодействия при участии государств Центральной Азии, Азербайджана и Турции. Это означает, что любой внешний игрок, пытающийся оказать давление на одну страну региона или на Азербайджан, сталкивается с риском ухудшения отношений и с остальными государствами.
На этом саммите президент Узбекистана Мирзиёев завершил своё выступление следующими словами: «Наша сила — в единстве, путь к успеху — в дружбе и сотрудничестве. Только действуя сообща, опираясь на взаимное уважение, солидарность и стратегические подходы, мы сможем достичь наших благих целей».
Именно эти слова наиболее точно выражают формулу, лежащую в основе кооперации и будущей интеграции региона. В жизни Центральной Азии начинается новый этап. Он означает расширение пространства взаимного доверия и глобальной сплочённости — с включением Азербайджана, — а также переход взаимозависимости от уровня кооперации к уровню интеграции. Эти достижения и ориентиры ещё сильнее побуждают внешний мир считаться с нашим регионом. В свою очередь это укрепляет и расширяет чувство самоуважения и самобытности наших народов.
Камолиддин Раббимов,
политолог
Новости по теме
10:30 / 04.12.2025
Экология наконец превращается в политическую проблему?
09:58 / 04.12.2025
Государства Центральной Азии распределили воду на 2026 год
18:16 / 02.12.2025
«ОДКБ в глубоком геополитическом кризисе» — Раббимов
15:08 / 02.12.2025